Лекции «Налоги и налогообложение» 2011 год
Случаи применения налоговых вычетов
Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров.
Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур.
Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам.
Тема 1.Экономическое содержание и сущность налогов
1 Сущность налогов и их функции
Налог – одно из понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское. С философской позиции налог – это общественно необходимое явление, проявляющееся в перераспределении излишков доходов на общественно необходимые цели. Налоги объективны, так как продиктованы необходимостью поступательного развития общества. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства, обеспечивая 80-90 % всех бюджетных поступлений развитых стран.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу распределения национального дохода на общегосударственные нужды. Финансовые отношения, складывающиеся между государством и налогоплательщиками по поводу формирования централизованного денежного фонда, называются налоговыми отношениями. Объектом налоговых отношений выступает прямое движение стоимости в денежной форме на безэквивалентной основе.
Производным от понятия «налог» является «налогообложение», в нем заключается не только экономическая сущность налогов, но и их правовая природа. Под налогообложением следует понимать совокупность финансовых и организационно – правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов физических и юридических лиц на общегосударственные цели. Юткина Т.Ф. дает следующее определение налогообложению. «Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно – правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно – властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование». Данное определение раскрывает первопричину существования налоговых отношений – необходимость перераспределять часть доходов для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Современное налоговое законодательство трактует налог как средство, формирующее доход бюджета, что характеризует налог лишь как видимую форму отношений плательщика с государством. Однако, сущность налога двойственна, в нем заложено одновременно и объективное и субъективное начала. Как объективная экономическая категория налог представляет собой экономический метод (стимул) управления общественным производством. С другой стороны, налог как конкретная форма проявления правовых взаимоотношений государства и налогоплательщика представляет собой обязательный платеж, осуществляемый физическими и юридическими лицами в государственный бюджет на основании налогового законодательства. Таким образом, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Исходя из экономической природы категорий «налог» и «налогообложение» важнейшими налоговыми функциями являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция (фиск – государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная налоговая функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. С помощью фискальной функции налогов формируется государственный бюджет, создаются реальные возможности перераспределения части вновь созданной стоимости в пользу определенных территорий, отраслей, социальных групп общества. В экономически слабых государствах фискальная функция налога, как правило, преобладает над регулирующей.
Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, т.е. обуславливает регулирующую функцию налогов. Необходимость налогового регулирования экономики обусловлена свободой хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, оказывают воздействие на процессы воспроизводства, накопления капитала, финансовые результаты бизнеса, величину и динамику платежеспособного спроса населения. Регулирующая функция налогов может носить стимулирующий характер, что проявляется в предоставлении налоговых льгот в виде изменения объекта налогообложения, сокращения налоговой базы, понижения налоговой ставки и т.д. Сдерживающий характер регулирующей функции налогов проявляется через систему санкций, повышение налоговых ставок, введение дополнительного налогообложения, отмену льгот.
Таким образом, обе функции налогов взаимозависимы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. В то же время они относительно самостоятельны. Так, регулирующую функцию в большей мере выполняют прямые налоги на прибыль и имущество, а фискальную – косвенные налоги (НДС, акцизы).