Пакты 1966 г. «О гражданских и политических правах» и «О социальных, экономических и культурных правах».

Всеобщая декларация прав человека.

Носят универсальный характер

 

1) СССР голосовал против принятия

2) красивые формулировки

3) исключительные статьи (которые больше нигде не повторяются)

4) не носит обязательный характер

 

Носят обязательный характер (т.к. это договоры).

Требуются постоянные доклады Генеральному Секретарю ООН (по второму пакту).

По первому пакту

комитет по правам человека (18 членов, избираются 2/3 государств-членов ООН), формы контроля:

  • доклады
  • подача жалобы на государство => рекомендации по устранению нарушений
  • первый факультативный протокол к пакту (если государство его подписало) => жалобы граждан на своё государство => рассмотрение => либо договорённость государства и гражданина, либо обязательное выполнение государством рекомендаций комитета

 

Граждане РФ могут обращаться в ЕСПЧ, но:

1) заявление не может быть анонимным

2) государство – член СЕ

3) жалобы на то, что произошло после подписания договора (1998 г.)

4) жалобы на то, что произошло на территории юрисдикции государства

5) жалобы только на действия государственных органов

6) жалобы только в отношении конкретных лиц и действий

7) жалобы только на нарушение тех прав, которые предусмотрены конвенцией

8) пройдены все национальные инстанции

9) не прошёл срок 6 месяцев со дня последнего решения

10) нельзя одновременно жаловаться в разные международные органы

 

В заявлении пишется основное содержание. Заполнение формуляра. Копии всех решений. Доверенность на адвоката. Потом стадия приёма жалобы к рассмотрению (1 или 3 судей); обычно только 10% принимаются. Далее стадия существенного рассмотрения (7 или 17 судей, если нужно толкование права).

 

Первое дело против РФ – 2001 г. РФ лидирует по количеству обращений, но не по количеству вынесенных решений.

 

Право и институт ЕС.

Сразу после Второй Мировой войны появилась идея создания европейского объединения – план Шумана. Задача – достигнуть того, чтобы Франция и Германия находились в рамках одной международной организации.

*25 марта 1957 г. – подписание Римского договора => образование и функционирование Европейского экономического союза (позже - ЕС). Программа: создание общего рынка, унификация экономической политики.

Этап 1 – 1960-е гг. Проблемы расширения ЕЭС. Отказ от приёма Англии. Конец 1960-х гг. Интеграция. Европейское сообщество. 1968 – 1969 гг. – создание общего рынка.

Этап 2 - конец 1960-х – начало 1970-х гг. Расширение ЕЭС. 12 стран. Приём Англии. Сложились центральные органы – Совет министров (МИДы и МЭ); Комиссия европейских сообществ (контроль выполнения договоров); Европейский парламент. 1972 г. – идея превращения ЕЭС в ЕС. 1976 г. – доклад Тиндеманса о включении политических сил в ЕЭС. 1985 г. – единый европейский акт – необходимость объединения в сфере производства.

Этап 3. 1990 г. – Шенгенское соглашение; 1992 г. – Маастрихстское соглашение, создание ЕС. 2002 г. – введение евро. *Лекция Горохова по истории (4 курс).

Этап 1. 1956 г. – 6 государств-основателей

Этап 2. 1973 г. – Великобритания, Дания, Ирландия

Этап 3. 1981 г. – Греция

Этап 4. 1986 г. – Португалия, Испания

Этап 5. 1990 г. – объединение Германии, расширение ЕС

Этап 6. 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция

Этап 7. 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Бельгия, Словакия, Чехия, Словения, Мальта, Кипр

Этап 8. 2008 г. – Болгария, Румыния

Этап 9. 2013 г. – Хорватия

Этап 10. 2014 г. – планируется вступление Черногории

Малые европейские государства не входят в ЕС, но имеют с ним отдельные соглашения (безвизовый режим, валюта и т.д.). Отношения осуществляются через другие государства. Особый статус – Гренландия (с 1979 г. – широкий автономный статус; 1985 г. – выход из состава ЕС). Гибралтар – вне налоговой, таможенной и сельскохозяйственной политики ЕС. Существуют и другие территории с особым статусом.

 

Вне ЕС – Норвегия, Исландия.

 

Турция – ассоциированный член ЕС (не полноправный); пытается войти в ЕС уже 30 лет. В основном, это касается культурных причин.

 

Россия и ЕС. Россия вряд ли когда-либо будет частью ЕС. Причины: географические, социально-экономические, порядок принятия решений (взвешенный характер; определяется по территории).

 

Основные документы:

1) 1951 – 1957 гг. – соглашение о создании европейских сообществ; 1965 г.

2) 1992 г. – Маастрихсктий договор

3) 1998 г. – Амстердамский договор (внесены небольшие изменения в Маастрихтский договор)

4) 2000 г. – Лидский договор о дальнейшем расширении

5) 2004 г. – конституция ЕС (не вступила в силу, против неё голосовали Франция и Нидерланды)

6) 2008 г. – Лиссабонский договор => 2009 г. – ЕС получил правосубъектность (право заключения международных договоров; раньше договоры подписывались тремя сообществами)

 

Правовой статус ЕС сложно определить. Это ни государство, ни конфедерация, ни международная организация. ЕС европейцы представляют как процесс создания единой Европы (с 1991 г.). Опоры:

Ø Сообщества, созданные в 1951 – 1957 гг.

Ø Внешняя политика и оборона

Ø Внутренняя политика и суд

 

  • Европейский Совет. Ведущий политический орган, определяет стратегию и приоритеты развития. В его состав входят главы государств. Глава избирается на 2,5 года с правом однократного переизбрания.

 

  • Совет министров. Состав зависит от обсуждаемых вопросов. Процедуры принятия решения разные, в зависимости от вопросов. Примеры: социальные вопросы => большинство голосов (голосуют при этом «против»); взвешенное голосование (по размеру территории); единогласное принятие решений.

 

  • Европейский парламент. Ранее – парламентская ассамблея. Избирается путём всеобщего прямого, равного, тайного голосования. 750 депутатов + 1 председатель (с 01.11.2014 г.). Срок полномочий - 5 лет. Минимальное количество – 6 депутатов от государства; максимальное – 96 депутатов. Утверждает решения Европейского правительства (только в целом, а не по отдельным аспектам). Утверждает бюджет. Европарламент вовлечён в совместное принятие решений.

 

  • Комиссия ЕС.28 членов (по 1 от каждой страны). С ноября 2014 г. – 2/3 госдударств смогут иметь своих представителей. Выбирается кандидатура (главами государств). Утверждение Европарламентом. Каждый член комиссии занимается конкретными вопросами. Срок полномочий – 5 лет. Контроль над исполнением европейского законодательства государствами ЕС. Председатель созывает заседания комиссии, определяет повестку дня, принимает верительные грамоты, подписывает протоколы заседаний, присутствует на заседаниях Европейского Совета и на заседаниях G8. Полномочия члена Европейской комиссии прекращаются: с истечением срока полномочий; Европарламент выносит вотум порицания; отставка члена комиссии (об этом сообщается государствам-членам); отрешение от должности (из-за нарушений).
  • Европейский суд. Работал на протяжении всей истории существования ЕС. Внёс важный вклад в формирование общеевропейского права. 28 судей. Генеральные адвокаты (при судьях; по сути, являются их помощниками). Срок – 6 лет. Функции конституционного, административного (административные конфликты служащих институтов ЕС и работодателей) и гражданского суда. В отличие от суда ООН, суд ЕС в любом случае принимает заявления (даже если одна из сторон на это не согласна). Прецедентный характер решений.

 

  • ЕЦБ.Первоначальная задача ЕС – единое экономическое пространство. 1984 г. => решение об окончании реформирования ЕС как единого экономического пространства. 1990 – 1994 гг. – начало сотрудничества ЦБ государств. 1994 – 1999 гг. – подготовка к введению евро; выработка критериев для государств (инфляция, процентная ставка); подготовка юридических лиц; решение о названии новой валюты. 1999 – 2002 гг. – введение евро как безналичной валюты. 2002 г. – евро – наличная валюта.

 

  • Европейская счётная палата

 

Представительства ЕС на территориях стран-членов и их члены имеют привилегии и иммунитет:

1) неприкосновенность (допущены обыски, конфискации, если есть решение суда)

2) налоговые привилегии

3) таможенные привилегии

4) личная неприкосновенность (при исполнении служебных обязанностей)

 

Нет конкретной привязки ветвей власти к конкретным органам ЕС => гибкость структуры и возможность работы в любых политических условиях.