ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационная структура предприятия – это совокупность взаимосвязанных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели

Организационная структура управления – это состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие подразделения аппарата управления Струк­туру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на дос­тижение конечных целей менеджмента.

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов струк­тур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев

Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, связи для передачи распорядительной и отчетной информации

Линейные связи – связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции

Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функии управления

В целях установления оптимального количества уровней и сту­пеней в структуре рекомендуется:

· укрупнять цели и задачи, специализировать функции, выпол­няемые системой и ее подсистемами;

· уменьшать объем работ по управлению производственными под­разделениями путем сокращения количества объектов управле­ния на базе укрупнения предприятий и их подразделений;

· перераспределять функции между уровнями для более обо­снованного разграничения полномочий и ответственности;

· повышать производительность управленческого труда с по­мощью механизации, автоматизации и лучшей организа­ции труда.

 

Различают следующие организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (линейно-штабная), дивизиональная, матричная (проектная)

Линейная структура управленияявляется простейшей. Все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руко­водителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных (рис. 2.4.1).

При такой схеме управления укрепляется единоначалие и личная ответственность, уменьшается возможность принятия противоречивых и несвязанных решений. Однако руководитель должен охватывать все стороны деятельности, т.е. должен быть универсальным специалистом.

Данная структура управления характеризуется четким единоначалием – каждый руководитель и каждый работник подчинены только одному вышестоящему лицу.

Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников. Применяется в небольших организациях.

Преимущества линейной структуры управления:

 

§ единство и четкость распорядительства;

§ согласованность действий исполнителей;

                                             
   
Руководитель А  
 
     
 
 
   
Руководитель В1
 
Руководитель В2  
 
     
         
 
 
 
 
 
Руководитель С1  
   
Руководитель С2  
     
Руководитель С3  
       
Руководитель С4  
 
 
 

 


Рис. 2.4.1. Схема линейной структуры управления

§ повышение ответственности руководителя за результаты дея­тельности возглавляемого им подразделения;

§ оперативность в принятии решений;

§ личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления можно свести к следующему — высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им:

· большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящи­ми и смежными организациями.

Такой тип организации приемлем только для простой по со­держанию управленческой деятельности. Она приемлема для кол­лектива не более чем из 15 человек.