В настоящее время известны 5 важнейших подхода к управлению, которые позволили выделить школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах
Тема 2 Развитие теории и практики менеджмента
2.1 Характеристика школ и направлений развития менеджмента
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
К концу XIX — началу XX столетия появились первые работы, в которых была сделана попытка обобщения опыта и формирования основ науки менеджмента. Несмотря но то, что управление старо как мир, идея управления, как научной дисциплины, профессии, области исследования — относительно нова.
Формирование менеджмента, как науки, было ответом на потребности промышленного развития, которое характеризовалось созданием крупных предприятий (фирм, концернов и др.), массовостью производства, массовостью сбыта.
Предприятия-гиганты испытали необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и служб. Вместе с тем возникает потребность в определенной группе людей, способных управлять этим производством в соответствии с принципами, нормами и стандартами.
Таким образом, нужны были работники, которые занимались бы управлением производством лучше и более эффективно, чем сами предприниматели. Сам же хозяин, собственник денег, должен был решать вопрос о направлении первоначальных вложений. Вместе с этим возникает и наука управления. Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований было ответом на потребности большого бизнеса и стремлением лучшего, более эффективного использования преимуществ техники, созданной в период промышленной революции.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.
- подход с точки зрения научного управления – школа научного управления
- административный подход - классическая (административная) школа в управлении (1 и 2 часто объединяют в одну)
- подход с точки зрения человеческих отношений и поведения людей на работе – школа организационного поведения (неоклассическая школа, школа человеческих отношений)
- системный подход – школа количественных методов и теории социальных систем
- ситуационные или новые подходы к управлению
Школа научного управления
Основное положение школы состоит в том, что управлять можно научно, опираясь на экономический, социальный, технических эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщения.
Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.