Тема 1 Сущность и задачи менеджмента

Тема 2 Развитие теории и практики менеджмента

Тема 1 Сущность и задачи менеджмента

РАЗДЕЛ 1 Основы менеджмента

Список рекомендуемой литературы

1. В.В. Глухов. Менеджмент. 3-е издание, учебник для вузов. Издательство “Питер”, 2009, 600 c.

2.

2. Основы менеджмента. Учебное пособие. Под редакцией В.И. Королева , М., Магистр, 2008, 620 с.

3. В.Р. Веснин. Менеджмент в схемах и определениях. Издательство “Проспект”, 2010, 128 с.

4. В.И. Тележников. Менеджмент. Издательство БГЭУ, 2008, 512 с.

5. Ю.А. Маленков. Современный менеджмент. Учебники экономического факультета СПБГУ, Издательство Экономика, 2010, 440 с.

6. В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. Менеджмент. Издательство Дашков и Ко., 2010, 478 с.

2.1 Характеристика школ и направлений развития менеджмента

2.3 Современное развитие менеджмента

2.4 Современные теории управления

 

Курс “менеджмент” связан с рядом дисциплин и является междисциплинарным. Теоретической основой служат такие курсы, как основы экономической те­ории и основы экономической деятельности предприятия». В процессе изучения курса будут использоваться такие дисциплины как «Основы маркетинга», “Психология”, “Социология” и др..

Предметом курса «менеджмент» является: изучение организации и управления производством в различных звеньях, отношение людей (руководителей, исполнителей) в производственном процессе.

Объектом курса является деятельность предприятия (организации) в условиях рыночной экономики.

Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность исследователя.

Каждая самостоятельная наука имеет свой объект исследования. Знания об объекте в виде теорий, методических рекомендаций составляют предмет исследования.

Как появилось управление, мы подробно рассмотрим попозже, скажу только что развитие техники, технологии, роста масштабов производ­ства резко усложнили процедуру управления, выделили его в особую сферу деятельности, требующей специальных знаний. Возникает наука управления.

В современной учебной и научной литературе по менеджменту нет единого, общепринятого определения данного понятия. Запишем следующее

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности её деятельности.

Менеджмент определяется как: функция (вид деятельности), процесс, орган или аппарат управления, категория людей , наука и искусство.

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов управления.

Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию.

Цель менеджмента— повышение эффективности производства и увеличение прибыли.

Менеджер — наемный профессиональный управляющий; специалист по организации и управлению производством.

Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом.

Задачи организации производства:

1. подготовка производства;

2. организация подразделений для нормального хода производственного процесса;

3. разделение функций и кооперирование основного и вспомогательного производства;

4. оптимизация размеров подразделений и самой фирмы (пред­приятия) в целом;

5. материально-техническое обеспечение;

6. планирование

7. маркетинг

8. организацие труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

Управление - целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения по­ставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Задачи управления:

устанавливать программу действий;

организовывать;

распоряжаться:

согласовывать (связывать и объединять действия и усилия);

контролировать.

Менеджмент», как систему, можно представить рядом функциональных направлений (разделов), всесторонне отражающих задачи по организации и управлению производством, а именно:

внутрипроизводственное планирование;

инвестиционный (финансовый) менеджмент;

инновационный менеджмент;

менеджмент персонала (управление трудом);

проектный менеджмент;

менеджмент информационный;

менеджмент технико-технологический;

менеджмент внешнеэкономической деятельности;

менеджмент материально-технического обеспечения;

менеджмент маркетинга и т.д.