Метод административного права

Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права

Административное право - самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественныхотношений, которые складываются в сфере государственного управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления - министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.

Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления).

Особенности административно-правового регулирования определяются спецификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений (императивный метод).

Задачи административного права:
1) Оно устанавливает правовые основы государственного управления.
2) Закрепляет систему и структуру органов управления.
3) Определяет порядок их формирования, их взаимоотношения, формы и методы деятельности.
4) Полномочия и ответственность органов государственного управления.