Цветовые модели

Воспроизведение цвета при печати

· цвета смесевые и триадные

· различие между цветами на разных мониторах

· различие между цветами на экране монитора и листе бумаги

· при сканировании картинки цвета изображения могут искажаться

· человеческий глаз воспринимает цвет изображения в зависимости от окружающего освещения

 

На экране монитора цвет строится из точек RGB, воспроизведение цвета - на основе излучения ( пропускания )какой-либо ддлины волны света или их комбинаций.

Типографское оборудование воспроизводит цвет с помощью красок. Краски не излучают свет - они поглащают и отражают (красные краски отражают красный).

2 способа построения изображения на бумаге:

1) Плашечные цвета ( Spot color ) - смесь цветов в виде готовой краски («точные цвета»). Удобно для небольшого количества красок.

o Триодные цвета - растры цветных точек, имеющих света. соответствие палитре.

 

Существует несколько цветовых моделей. Преобразование изображения из одной модели в другую приводит к погрешностям.

Линиатура растра - lpi (линий на дюйм) - плотность точек растра. Связана с количеством градаций цвета.

 

Цветовая модель должна представлять в числовой форме множество цветов и оттенков, воспринимаемых человеческим глазом. Информация о цвете в числовой форме используется графическими устройствами (принтеры, мониторы, сканеры) для построения изображений. Самая простая модель- черно-белая – требует всего 1 бит для хранения информации о цвете точки, при этом рисует окружающий мир двумя красками без полутонов, что не позволяет реалистично отображать окружающий мир.

Более сложная модель использует палитру из ограниченного количества цветов. Так, существовала 16-ти цветная палитра, сейчас можно встретить палитру, включающую 256 цветов. Каждому цвету в палитре соответствует определенное число - порядковый номер, используемый графическими устройствами для формирования цвета. Чем больше цветов в палитре, тем более реалистичным будет изображение. Однако воспроизведение 256 различных цветов – это мало по сравнению возможностями человеческого глаза.

Современные модели цвета опираются на представление о цветовом пространстве. В математике известно, что для определения координаты точки в пространстве достаточно знать три координаты этой точки (x, y, z). Если множество цветов представить в виде трехмерного пространства, то каждый цвет будет представлять собой точку в этом пространстве. Для однозначного определения цвета достаточно указать значения трех чисел - координат цветового пространства. Такой способ определения цвета называется колориметрическим. Каждая из координат представляет собой какую-либо характеристику цвета (яркость, тон и т.д.). Колориметрические цветовые модели различаются тем, что по-разному подходят к выбору характеристик цвета, используемых в качестве координат цветового пространства. Примеры цветовых моделей: RGB, CMYK, HSL, Lab.

Модель RGB.Координаты цветового пространства модели – интенсивности световых потоков трех базовых цветов: красного (Red), зеленого (Green), синего (Blue), для каждого из которых установлена определенная длина волны (красный – 700 нм, зеленый – 546,1 нм, синий – 435,8 нм). Значения интенсивности красного, синего и зеленого потоков откладываются по осям координат RGB, и любой видимый цвет может быть описан как точка в этом пространстве. Так, точка начала системы координат представляет черный цвет, точки на оси Red – красный цвет разной интенсивности. Сложение красного и синего потоков дают оттенки фиолетового цвета, синего и зеленого – голубой, красного и зеленого - желтый. Сложение красного, зеленого и синего в равных пропорциях должно давать белый цвет. Модель, основанная на сложении световых потоков, называется аддитивной. Модель RGB хорошо описывает воспроизведение цвета устройствами, формирующими изображение за счет излучения светящихся точек (мониторы, сканеры). Реальные устройства, воспроизводящие цвет, имеют ограниченное цветовое пространство. Для определения цвета каждый световой поток описывается значением в диапазоне от 0 (нет света) до 255 (поток наибольшей интенсивности). Однако результат воспроизведения цвета устройством зависит не только от положения цвета в пространстве RGB, но и от текущих параметров устройства, поэтому модель RGB – аппаратно-зависимая.

Модель CMYK. Эта модель основана на вычитании цветов и хорошо моделирует цвет, получаемый за счет поглощения части белого света. Используется в полиграфии. Пример поглощающего свет материала – краска (пигмент), используемая для печати в полиграфии. При освещении краски, поглощающей красный цвет, отраженный свет и, соответственно, цвет изображения, будет голубым, пигмент, поглощающий синий цвет, дает изображение желтого цвета, а краска, поглощающая зеленый цвет – изображение фиолетового цвета. Базовые цвета модели CMYK – голубой (Cyan), фиолетовый (Magenta), желтый (Yellow). Так как смешение трех базовых красок не позволяет получить черный цвет, в палитру CMYK добавляют черный пигмент (blacK). Модель CMYK имеет более узкий цветовой охват, чем RGB. Модель аппаратно-зависимая.

Модель Lab. Эта модель имитирует восприятие цвета человеком.Она построена на основе статистических данных о реакции человека на свет разного спектрального состава. Считается аппаратно-независимой моделью. Координаты цветового пространства: яркость (Lightness), цветовые каналы (a и b). Значения параметров a и b определяются отношением составляющих цвета и белого цвета. Цветовой канал a определяет положение цвета в диапазоне от зеленого до красного, канал b – от синего до желтого. Модель Lab может быть использована как передачи информации о цвете между различными графическими устройствами, для преобразования цветового пространства.