Анализ и интерпретация данных

Способа кодирования

Кодирование информации

Обработка и анализ социологических данных

Лекция 7

1. Кодирование информации

2. Анализ и интерпретация данных

3. Расчет бюджетов времени

 

Кодирование информации является первым этапом подготовки документов к обработке. Суть его в переводе содержательной информации на язык формальной логики.

Процедура кодирования состоит в присвоении каждому варианту ответа условного числа, называемого кодом.

Задача кодированиязаключается в упорядочивании первичной информации и обеспечении удобства ее ввода в базу данных, которая и подлежит в дальнейшем статистической обработке.

1. Порядковая система кодирования - сплошная нумерация всех позиций (вариантов ответов).

§ Пример:

Участвуете ли Вы в общественной работе?

098 Выполняю постоянные поручения

099 Выполняю разовые поручения

100 Не участвую

При ручной обработке данных к каждой анкете прилагается кодировочный лист, в который заносятся все номера, отмеченные респондентом. Это облегчает процесс ручной обработки данных.

2. Позиционная система кодирования автономная (независимая) нумерация всех позиций.

§ Пример:

Участвуете ли Вы в общественной работе?

1 Выполняю постоянные поручения

2Выполняю разовые поручения

3 Не участвую

Кодирование ответов на открытые вопросыпроходит в 3 этапа.

На первом – выписываются «в столбик» все ответы респондентов.

На втором – проводится их классификация (группируются ответы, близкие по смыслу).

На третьем – объединяются близкие по смыслу группы ответов и каждой из новых групп присваивается отдельный код.

Но прежде, чем перейти к обработке первичной информации, необходимо провести процедуру проверки инструментарияна точность, полноту и качество заполнения.

Точность заполнения анкеты характеризует непротиворечивость ответов респондентов.

§ Например:

На вопрос: «Пользуетесь ли Вы услугами интернет магазинов?»

Респондент ответил «Да»,

а на вопрос: «Какими из них?»

он не ответил.

В таких случаях вариант «Да» зачеркивается и кодируется вариант «Нет».

Полнотазаполнения анкеты – выбраковываются все анкеты, в которых отсутствуютответы более чем на 30% вопросов.

Качество заполнения – проверка четкости обвода кодов, исправлений, понятности ответов.

В заключении все прошедшие контроль анкеты нумеруются.

 

Количественный и качественный подход к анализу данных социологического исследования. Системный подход к анализу данных. Незавершенность процесса анализа.

Использование количественных, статистических методов в анализе данных. Построение формализованных моделей.

Проблема обоснованности выводов в социологическом исследовании. Интерпретация исходных данных как объяснение, видение исследователем того, что стоит за этими данными. Общие аспекты интерпретации данных: отражение формальных отношений; неформализованные представления об эмпирической системе. Понятия «модели восприятия» и «модели поведения». Единство алгоритмов измерения и интерпретации данных.

Особенности обработки и анализа данных в качественных исследованиях

Оформление результатов исследования.Формы итогового представления результатов социологического исследования: научный отчет, доклад, монография, научная статья, тезисы выступления на научно-практической конференции, публикации в средствах массовой информации и на сайте.