Инструменты Управления. Анализ методом парных сравнений.

Интервальные шкалы

Особенности построения ранговых шкал

Операции с числами для номинальных шкал

1. Нахождение частот распределенияпо пунктам шкалы с помощью процентирования или в натуральных единицах.

2. Поиск средней тенденции по модальной частоте.(Модальной называют группу с наибольшей численностью).

3. Установление взаимосвязи между рядами свойств,расположенных неупорядоченно, на основе составления перекрестных таблиц. (Например: Влияние пола на готовность принять участие в выборах). Возможен расчет сопряженности признаков по Пирсону и, если связь признаков выявлена, то расчет коэффициента Чупрова – определение напряженности связи.

Метод парных сравнений. Использование метода парных сравнений для построения объектно-ориентированных шкал (шкал оценок, судейства). Содержание процедуры сбора данных: попарное сравнение респондентами объектов измерения из заданного набора по степени выраженности общего для них свойства. Использование метода парных сравнений на первом этапе построения шкал установок.

Порядковые / ординарные шкалы

Используются для сравнения интенсивности оценок каких-либо свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. В них градации располагаются в определенном порядке относительно возрастания или убывания интенсивности измеряемой характеристики.

В процессе измерения моделируются не только эмпирические отношения равенства и неравенства между изучаемыми объектами, но и отношения порядка между ними.

Виды порядковых шкал:

· Ранговая

· Балльная

Ранговая шкалапредполагает полное упорядочение каких-либо объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому.

· Численность объектов для ранжирования не должна быть большой, иначе данные будут неустойчивы.

· Более устойчивы первый и последний ранги.

· Если объектов ранжирования много (больше 18), то используют метод парных сравнений (все ранжируемые объекты сопоставляются попарно, путем всех возможных их парных комбинаций)

Они используются для определения степени различия проявления признака. Значения переменных изменяются непрерывно и представляют собой численные величины, а не категории

Дополнительный материал

консультант по организационному развитию, бизнес-тренер Ирина Винникова

Этот инструмент анализа, который поможет сделать наиболее удачный выбор. Применяется при принятии решений, в условиях отсутствия точных и объективных данных. А также, при сопоставлении абсолютно различных факторов. Например, необходимо принять решение куда инвестировать: в рынок канцелярских товаров или юридических услуг.

Как использовать этот инструмент?

Для парного сравнения критериев необходимо составить таблицу. Строка заголовка и столбец будут содержать одинаковый список сравниваемых опций (рис.1.) Для каждой сравниваемой пары необходимо решить наиболее важный критерий и присвоить числовое значение, показывающее насколько больше важность одного критерия по сравнению с другим.

 

 

Рисунок 1. Образец таблицы для анализа методом парных сравнений.

 

Следуйте пошаговой инструкции:

  1. Составьте список альтернатив. Присвойте буквенное значение (A, B, C, D …)
  2. Внесите этот список в таблицу, озаглавив строки и столбцы (рис_1)
  3. Пометьте те ячейки в которых происходит сравнение одного и того же критерия. Эти ячейки заполнятся не будут
  4. Пометьте те ячейки, в которых сопоставление дублируется. Эти ячейки заполнятся не будут.
  5. В оставшихся свободных ячейках сравните опции в строке с опцией в столбце. Необходимо решить что важнее и поставить буквенное значение этого более важного критерия. Затем присвоить числовое значение разницы от 0 до 3 (0 – также, 3 – намного больше).
  6. В заключение сведите полученные результаты в отдельную таблицу (рис.2). Суммируйте баллы для каждой опции и проранжируйте полученные значения определив место, которое занимает каждая опция в списке. Иногда удобно произвести расчет в процентах.

 

Рисунок 2. Образец сводной таблицы парных стравнений.

ПРИМЕР:

Директор по маркетингу составляет маркетинговую политику на будущий год . Необходимо выбрать приоритетное направление развития.

Составлен список альтернатив:

  1. Создание новых брендов
  2. Внедрение системы CRM
  3. Мотивация торгового персонала
  4. Повышение качества существующих продуктов

Составим таблицу парных сравнений и присвоим каждой опции буквенное значение (рис.3)

Рисунок 3. Пример заполнения таблицы анализа методом парных сравнений.

Затем проведем сравнение в парах и выберем более важную составляющую пары, и присвоим числовое значение степени важности (т.е. насколько А более важно чем В) от 0 до 3. Получим таблицу, показанную на рисунке 4.