Справочные издания
Формы самостоятельной работы студентов и рекомендуемые источники
Таблица 2. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 1. Виды учебной работы
Требования к уровню знаний,
Предмет, цели и задачи курса
Менеджеров
Место дисциплины в системе подготовки
Лекция 1. Введение
Содержание
Лекция 1. Введение
Лекция 2. Эмпирические социологические исследования
Лекция 3. Проблема измерения в эмпирической социологии
Лекция 4. Уровни измерения и типы шкал
Лекция 5. Выборочный метод в социологии
Лекция 6. Программа социологического исследования
Лекция 7. Обработка и анализ социологической информации
Рекомендуемая литература
1.Место дисциплины «Теория и практика измерения» в системе подготовки менеджеров.
2. Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика измерений».
3. Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов.
4. Формы самостоятельной работы студентов и рекомендуемые источники
Содержание дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных студентами в ходе изучения социологии, математики, статистики, философии и других наук. В практике измерений широко используются методы и приемы, используемые в психологии, демографии, социальной статистике и др.
Условием успешного овладения содержанием данного курса является знание студентами методов социологического исследования.[1]
В ходе изучения дисциплины студенты могут столкнуться с трудностями усвоения его содержания, обусловленными недостаточной эрудицией в области общественных и математических наук и социальной практики. В таких случаях следует обращаться к учебной литературе по данным отраслям знаний, а также за консультацией к преподавателю, ведущему занятия по теории и практике измерений.
Цель курса «Теория и практика измерений» – сформировать у будущих специалистов по организации работы с молодежью четкое, целостное представление об особенностях измерения социальных явлений и процессов, его основных принципах, целях, проблемах, методах и технологиях.
Основными задачами курса являются:
· освоение категориального и инструментального поля различных вариантов измерения социальных явлений и процессов;
· выработка навыков подбора измерительных процедур в соответствии с особенностями изучаемого объекта, целями, задачами и гипотезами исследования;
· обучение практике проведения измерений в прикладных социологических исследованиях.
умений и навыков студентов
Виды учебной работы | Часы | Семестр |
Общая трудоёмкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные занятия (ЛЭ) | ||
Самостоятельная работа (СР) | ||
Вид итогового контроля | Экзамен | Экзамен |
№ п/п | Раздел дисциплины и виды занятий | Л | ПЗ | ЛР | Всего часов |
1. | Введение. Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика измерений» | ||||
2. | Эмпирические социологические исследования | ||||
3. | Проблема измерения в социологии | ||||
4. | Уровни измерения и типы шкал | ||||
5. | Выборочный метод в социологии | ||||
6. | Программа социологического исследования | ||||
7. | Обработка и анализ социологической информации | ||||
8. | Оформление результатов исследования | ||||
Итого: |
В результате изучения курса «Теория и практика измерения» студенты должны:
Знать:
§ особенности организации и проведения социальных исследований;
§ современные теоретические подходы, методы измерения в социальных исследованиях;
§ основные понятия и термины, характеризующие процесс измерения социальных явлений;
§ методы измерений.
Уметь:
§ формулировать цели, задачи исследования, его объект, предмет, гипотезы;
§ формировать эмпирические индикаторы, показатели, характеризующие изучаемые объекты;
§ отбирать адекватные конкретным исследовательским задачам методы измерения;
§ грамотно обрабатывать полученные данные, анализировать и интерпретировать их.
Владеть навыками:
§ сбора эмпирических данных;
§ анализа качественных и количественных данных;
§ представления результатов исследования в табличной и графической форме;
§ вторичного анализа данных;
§ написания научных отчетов, публикаций.
Быть компетентным:
§ в выборе научной методологии, методики и процедуры измерения, отвечающих предмету и задачам социального исследования;
§ в проведении социальных исследований;
§ в написании научных отчетов, в подготовке публикаций по материалам исследований;
§ в анализе социальных проблем на уровне конкретной организации, территории, страны, общества.
Основныеформы самостоятельной работы студентов:
§ доклады,
§ рефераты,
§ практические упражнения.
Рекомендуемые учебники и учебные пособия
1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007.
2. Коробейникова А.П. Теория и практика измерений: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2009.
3. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. М.: КДУ, 2009.
4. Якурнова Л. С. Теория и практика измерения: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2009.
5.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004.
6.Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2006.
7.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.