Справочные издания

Формы самостоятельной работы студентов и рекомендуемые источники

Таблица 2. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 1. Виды учебной работы

Требования к уровню знаний,

Предмет, цели и задачи курса

Менеджеров

Место дисциплины в системе подготовки

Лекция 1. Введение

Содержание

 

Лекция 1. Введение

Лекция 2. Эмпирические социологические исследования

Лекция 3. Проблема измерения в эмпирической социологии

Лекция 4. Уровни измерения и типы шкал

Лекция 5. Выборочный метод в социологии

Лекция 6. Программа социологического исследования

Лекция 7. Обработка и анализ социологической информации

Рекомендуемая литература

 

1.Место дисциплины «Теория и практика измерения» в системе подготовки менеджеров.

2. Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика измерений».

3. Требования к уровню знаний, умений и навыков студентов.

4. Формы самостоятельной работы студентов и рекомендуемые источники

 

 

Содержание дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных студентами в ходе изучения социологии, математики, статистики, философии и других наук. В практике измерений широко используются методы и приемы, используемые в психологии, демографии, социальной статистике и др.

Условием успешного овладения содержанием данного курса является знание студентами методов социологического исследования.[1]

В ходе изучения дисциплины студенты могут столкнуться с трудностями усвоения его содержания, обусловленными недостаточной эрудицией в области общественных и математических наук и социальной практики. В таких случаях следует обращаться к учебной литературе по данным отраслям знаний, а также за консультацией к преподавателю, ведущему занятия по теории и практике измерений.

 

Цель курса «Теория и практика измерений» – сформировать у будущих специалистов по организации работы с молодежью четкое, целостное представление об особенностях измерения социальных явлений и процессов, его основных принципах, целях, проблемах, методах и технологиях.

Основными задачами курса являются:

· освоение категориального и инструментального поля различных вариантов измерения социальных явлений и процессов;

· выработка навыков подбора измерительных процедур в соответствии с особенностями изучаемого объекта, целями, задачами и гипотезами исследования;

· обучение практике проведения измерений в прикладных социологических исследованиях.

 

умений и навыков студентов

Виды учебной работы Часы Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные занятия (ЛЭ)
Самостоятельная работа (СР)
Вид итогового контроля Экзамен Экзамен
№ п/п Раздел дисциплины и виды занятий Л ПЗ ЛР Всего часов
1. Введение. Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика измерений»    
2. Эмпирические социологические исследования
3. Проблема измерения в социологии
4. Уровни измерения и типы шкал
5. Выборочный метод в социологии
6. Программа социологического исследования
7. Обработка и анализ социологической информации
8. Оформление результатов исследования
Итого:

В результате изучения курса «Теория и практика измерения» студенты должны:

Знать:

§ особенности организации и проведения социальных исследований;

§ современные теоретические подходы, методы измерения в социальных исследованиях;

§ основные понятия и термины, характеризующие процесс измерения социальных явлений;

§ методы измерений.

Уметь:

§ формулировать цели, задачи исследования, его объект, предмет, гипотезы;

§ формировать эмпирические индикаторы, показатели, характеризующие изучаемые объекты;

§ отбирать адекватные конкретным исследовательским задачам методы измерения;

§ грамотно обрабатывать полученные данные, анализировать и интерпретировать их.

Владеть навыками:

§ сбора эмпирических данных;

§ анализа качественных и количественных данных;

§ представления результатов исследования в табличной и графической форме;

§ вторичного анализа данных;

§ написания научных отчетов, публикаций.

Быть компетентным:

§ в выборе научной методологии, методики и процедуры измерения, отвечающих предмету и задачам социального исследования;

§ в проведении социальных исследований;

§ в написании научных отчетов, в подготовке публикаций по материалам исследований;

§ в анализе социальных проблем на уровне конкретной организации, территории, страны, общества.

Основныеформы самостоятельной работы студентов:

§ доклады,

§ рефераты,

§ практические упражнения.

 

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007.

2. Коробейникова А.П. Теория и практика измерений: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2009.

3. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. М.: КДУ, 2009.

4. Якурнова Л. С. Теория и практика измерения: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2009.

5.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004.

6.Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2006.

7.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Омега-Л, 2007.