Движение декабристов
Декабристы – деятели русского освободительного движения первой четверти XIX в., революционная дворянская оппозиция самодержавию. Источники декабристской идеологии – идеи французских просветителей XVIII в., А. Н. Радищева и Н. И. Новикова. Многие декабристы учились в Московском университете и Царскосельском лицее, где господствовал «дух вольномыслия». Политической школой декабристов стали война и заграничные походы 1813–1814 гг. Они называли себя «детьми 1812 года». В 1814 г. М. Ф. Орлов создал организацию «Орден русских рыцарей», А. Н. и Н. М. Муравьёвы, И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер – «Священную артель».
Союз спасения 1816–1818 гг. создали А. Н. и Н. М. Муравьёвы, М. И. и С. И. Муравьёвы-Апостолы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, С. Н. Лунин, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, П. И. Пестель и др. Это была малочисленная организация из 10–12 членов (к 1818 г. – 30 членов). Был принят «Статут» (устав) общества. Цель – введение конституции и уничтожение крепостного права. В 1817 г. возникла идея цареубийства (план И. Д. Якушкина). Структура Союза напоминала масонские ложи. Многие декабристы (А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой, П. И. Пестель, С. Г. Волконский и др.) являлись масонами.
Союз благоденствия 1818–1821 гг. Союз спасения был преобразован в более широкую организацию – Союз благоденствия (200 членов). Союз имел свой устав («Зелёную книгу») и программу действий. С целью формирования общественного мнения члены Союза занимались просветительской и благотворительной деятельностью, вёл пропаганду своих идей через литературные кружки «Арзамас» и «Зеленую лампу».
В среде декабристов шли дискуссии, выявились два течения:
-сторонники мирного, реформистского пути преобразований;
-сторонники насильственной революции и убийства царя.
В январе 1820 г. в Петербурге на совещании руководства Союза благоденствия – Коренной управы большинство декабристов высказалось за республиканский строй. Другие выступали за конституционную монархию. Росту радикальных (крайних, решительных) настроений декабристов способствовали: -солдатские волнения 1820 г. в Семёновском полку, вызванные жестокостью командира полка Ф.Е. Шварца;
-революционные события в Португалии, Испании, Неаполе, Греции.
Раскол на Северное и Южное общества в 1821 г. Разногласия привели к кризису и расколу Союза. В 1821 г. на Украине возникло Южное общество (П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, С. Г. Волконский). В Петербурге возникло Северное общество (Н. М. Муравьёв, С. Н. Лунин, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, Н. И. Тургенев, К. Ф. Рылеев и др.). Были созданы две политические программы: «Русская Правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьёва. В их основу были положены принципы «естественного права» – личная свобода человека, равенство перед законом, создание представительных органов управления, разделение властей. Пестель и Муравьёв использовали конституционный опыт Северо-Американских Соединенных Штатов и государств Западной Европы.
«Русская Правда»П. И. Пестеля провозглашала:
-уничтожение крепостного права;
-ликвидацию самодержавного правления, установление республики;
-разделение власти на законодательную – парламент (Верховное Народное Вече) из 500 человек, избираемых на 5 лет, и исполнительную (Державная Дума) из 5 человек;
-высшая контрольная («блюстительная») власть – Верховный собор (120 «бояр», избирались пожизненно наиболее авторитетные граждане);
-решение аграрного вопроса путём деления земельного фонда страны на две части – землю общественную и землю частную. Общественная земля передаётся в распоряжение волости и предоставляется в безвозмездное пользование всякому, кто желает заняться сельским хозяйством. Частная земля находится в товарном обращении;
-ликвидацию сословной структуры общества, слияние всех в «единое сословие – гражданское»;
-замену рекрутских наборов и военных поселений всеобщей воинской повинностью со сроком службы 15 лет;
-предоставление гражданских свобод: свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, гарантии неприкосновенности личности;
-равенство граждан перед законом, гласный суд, право на защиту;
-будущая Российская республика должна стать единым и неделимым государством с сильной централизованной властью;
- предоставление избирательных прав гражданам мужского пола, с 20 лет, без имущественного ценза;
-в административном отношении государство делилось на 10 областей и 3 удела (Столичный, Донской и Киргизский).
-национальный проект Пестеля был крайне радикальным. Он предлагал содействовать евреям «к учреждению отдельного государства в какой-либо части Малой Азии», «силою переселить во внутренность России буйные кавказские народы», изгнать из страны цыган, истребить древние татарские обычаи многожёнства и гаремов. «Все племена должны быть слиты в один народ», всё население станет русским. Местные языки отменялись;
-Пестель предлагал физически уничтожить всех членов царствующего дома Романовых: «Мы хотим, чтобы весь дом был очищен».
П. И. Пестель был привержен к диктаторству. Он считал, что избирать Народное вече народ сможет лишь через 10 лет после революции, а до тех пор власть должна принадлежать временному революционному правительству (по сути, военной диктатуре). Многие положения программы Пестеля ужаснули декабристов.
«Конституция» Н. М. Муравьёва имела как общие, так и отличные от «Русской Правды» П. Пестеля черты.
Общее «Конституции» и «Русской Правды»:
-уничтожение крепостного права;
-ликвидация самодержавного правления;
-ликвидация сословной структуры общества, «табели о рангах»;
-предоставление гражданских свобод: свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, гарантии неприкосновенности личности;
-равенство граждан перед законом, гласный суд, право на защиту;
-замена рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью.
Отличия «Конституции» от «Русской Правды»:
-будущая Россия должна стать конституционной монархией. Император обладал высшей исполнительной властью, будучи при этом лишь «верховным чиновником российского правительства»;
-верховная законодательная власть принадлежала парламенту – двухпалатному Народному вече, состоящему из Верховной думы и Палаты представителей народных;
-решение аграрного вопроса не предусматривало ликвидации помещичьего землевладения: «земли помещиков остаются за ними». «Конституция» давала крестьянам лишь небольшие наделы – 2 десятины на двор, что обрекало их на аренду недостающей земли у помещиков;
-избирательные права получали только мужчины с 21 года с учётом высокого имущественного ценза – 500 руб.
-создавался высший судебный орган – Верховное судилище;
-будущая Россия – федеративное государство, состоящее из 14 «держав» с «державными правителями», и двух областей. Столицей федерации должен стать г. Нижний Новгород, переименованный в Славянск. «Сей город в средине России расположен…, стоя на Волге и Оке, он всех прочих удобнее для внутренней торговли..., все воспоминания о древности Нижегородской дышут свободой и любовью к Отечеству».
«Русская Правда» более революционна, чем «Конституция», но и более утопична, невыполнима в условиях России того времени. Оба декабристских общества ориентировались на «военную революцию», т.е. военный переворот (путч). Из-за опасения «пугачёвщины» декабристы стремились действовать без народа, хотя и во имя его блага.
В 1823 г. в г. Новоград-Волынском образовалось Общество соединённых славян, выступавшее за создание демократической федерации славянских народов. Оно вошло в Южное общество. В 1825 г. возникло Общество военных друзей.
Междуцарствие. После неожиданной смерти Александра I в Таганроге формально наследником престола являлся его брат – Константин Павлович (1779–1831). Однако Константин, обладая вспыльчивым характером и испытывая «отвращение к престолу» и «придворным шаркунам», ещё в 1822 г. сообщил Александру I об отказе от престола. Он развёлся с супругой Анной Фёдоровной, вступил в морганатический брак (неравный брак с женщиной более низкого положения) с польской дворянкой Иоанной (Жанной) Грудзинской (княгиней Лович) и жил в Варшаве, являясь наместником Царства Польского. (О тяжёлых свойствах характера Константина говорит тот факт, что в 1816 г. он нанёс такие оскорбления подчинённым ему офицерам, что четверо из них в знак протеста коллективно покончили с собой).
Александр I в 1823 г. подписал тайный манифест о назначении наследником престола следующего брата – Николая Павловича (1796–1855), но об этом знали лишь несколько человек. Николай, не будучи уверенным в отречении Константина, оказался в двусмысленном положении. Он вместе с народом и армией присягнул Константину. Когда же Константин официально заявил об отказе от престола, на 14 декабря 1825 г. была назначена новая присяга (переприсяга) – Николаю.