Социальный состав.

Ф е о д а л ы. Развитая система вассалитета.

Магнаты (паны).

Аристократы. Имели право на своих землях строить замки и города. Но не все владельцы своих вотчин. Часто имели землю как наместники великих князей, а с местным населением заключали ряд.

В войну вели войско под своим флагом.

Шляхта (термин на литовских землях в XVI в.).

Мелкие и мельчайшие землевладельцы. Большинство служили в кавалерии великого князя мечниками, остальные – в кавалерии магнатов. Причем, великий князь сам мог передавать их магнатам.

Чувство сословного единства. На землях великого князя Литовского они составляли 5 % населения, в то время как дворянство аналогичного статуса в Западной Европе – не больше 2 %.

Некоторые шляхтичи имели право вечного владения землей. Остальные – пожизненно ("до живота") или условно-наследственно (до 2-х или 3-х животов, т.е. сыну или внуку, но не дальше). За неявку на службу – конфискация земли. Шляхтич не обязан жить в своих землях. Мог пребывать в других странах сколько угодно и "изучать обычаи рыцарства", только, если эта страна не воюет с великим князем.

В отличие от Московской Руси, где права феодала не были гарантированы от произвола верховной власти, в Литве великий князь не имел права подвергать панов и шляхту личным наказаниям и конфискации имущества без суда.

Бояре.

В XIV веке – основная масса литовских феодалов. К началу XVI века этот термин здесь девальвировался по сравнению с Московской Русью настолько, что в XVI веке "путными" и "панцирными" боярами стали называть тех, кого раньше звали боярин-слуга (крестьяне, обязанные нести военную службу в ополчении феодала).

Горожане.

Влиятельная и многочисленная группа. "Местичи" (отсюда мещане). Заключали от города договор с великим князем – "привилей".

Города с XIV–XV веков имели право самоуправления и независимость от сеньора по западноевропейскому образцу (Магдебургское право).

Горожане обладали привилегиями и часто выступали самостоятельной политической и социальной силой.

Крестьяне.

Назывались "мужи". В XIV в. лично свободны. Делились на "тяглых" (барщинных) и "данных" (оброчных). До конца XV в. преобладала натуральная рента.

Потом появились крестьяне похожие и непохожие (имеет право уходить или нет).

В 1447 году крестьян лишили права переходить из владений феодалов в великокняжеские и наоборот.

Типично крестьянское малоземелье и аренда земли. В то же время крестьянская семья могла нанять работника за долю урожая.

С 1496 года из одного села в год мог перейти к другому хозяину только один человек.

В 1557 году – окончательное закрепощение крестьян. Установлен максимальный крестьянский надел, произведена перепись, при которой самую мелкую шляхту записали в крестьяне. Не община, а каждая крестьянская семья ставилась в зависимость от владельца. Правильные геометрические формы участков.

1566 год – 10-летний срок сыска беглых.

1588 год – 20-летний срок сыска + владелец волен в смерти крепостного.

Холопы.

"Люди невольные", "паробки", "челядь". Иметь их могли только христиане.

Источники холопства = русские + казнь преступника могла быть заменена рабством.

Юридически – не человек, а имущество.

Дети холопов – отчичи. Их положение близко к непохожим крестьянам.

Холопы использовались для труда на землях хозяина и как слуги.

Казаки.

В XVI веке – самостоятельная социальная группа, имеющая самоуправление. Со второй половины XVI века король стал брать на службу украинских казаков. Их состав неоднороден – и голытьба, и владельцы хуторов. Так как запорожские казаки в Сечи не могли держать семью ® захват мальчиков на московском пограничье.

Военно-административная организация Запорожской Сечи ® потенциальная возможность создания государства.

Э к о н о м и к а.Развитие крупного феодального землевладения отличается от Московского.

Появились фольварки, как в Польше. Это домениальное хозяйство, основанное на труде барщинных крестьян. Вся продукция идет на внешний рынок. (и сельскохозяйственная, и продукция вотчинного ремесла).

Владельцы фольварков имели таможенные привилегии. Их крестьяне платили меньшие налоги.

В XVI в. – обезземеливание крестьян и перевод их на месячину. Барщина до пяти дней в неделю (вот вам и пополнение казачества). Все лучшие пахотные земли – под фольварки ® их так много на Украине.

В землях великого княжества сохранилась крестьянская община. Развито коневодство (конокормцы).

Право рыбной ловли в реках – в монополии великого князя.

® прудовое рыбоводство в фольварках.

Г о р о д а.Много частновладельческих. Но замки могут стоять и вне городов.

Города – торговые ремесленные центры. Город может выкупить право самоуправления. Тогда избирается городская рада и ее председатель бурмистр. Рада отвечает за благоустройство, судит, платит налоги, поставляет воинов, чинит крепости.

Здание для ее заседаний – ратуша. Лавки в ней сдавались в аренду.

Город имел свои мельницы и склады. Иностранные купцы должны были использовать только их, т.е. городское самоуправление имеет бюджет.

Ремесленные цехи, как в Европе. Выборные от них контролировали городские финансы и благоустройство.

На города легло основное налоговое бремя.

Фольварки затормозили городскую внешнюю торговлю, а закрепощение крестьян снизило покупать способность на внутреннем рынке и лишили города притока населения.

Упадок городской жизни в конце XVI века.

Слабеющие города не могли защитить центральные владения от феодалов.

Ц е р к о в ь.К XVI веку параллельно существовала католическая и православная церковь и проникал протестантизм. Кальвинистами стали самые богатые горожане и магнаты (Радзивиллы). Им временно удалось ограничить влияние католической церкви на государственные дела.

Но в конце XVI в. католическая церковь перешла в наступление. В ее руках была система городских учебных заведений + городские должности отдавались католикам.

Протестанты вернулись в католичество (контрреформация).

Православным запретили не только занимать должности, но и возглавлять ремесленные цехи, покупать новые дома.

Одновременно православное духовенство Литвы все больше отходило от Московской митрополии.

1596 год – Брестская уния церквей и униатская церковь.

Униаты = католикам в правах.

Униатская церковь признавала главенство папы римского и католическую догматику (чистилище, исхождение духа святого не только от отца, но и от сына, непорочное зачатие богородицы, ее телесное вознесение на небо, непогрешимость папы римского в делах веры и нравственности).

Обряды как у православных, язык богослужения славянский.

Но православные горожане боялись колонизации через униатство, стали искать поддержки у Москвы. А православная шляхта боялась, что присоединение к Москве уменьшит ее сословные привилегии. Король оценил и прекратил притеснять православную знать.

Единого антикатолического фронта не возникло.