СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XIV – XVI вв.
Т е м а
Тамбов
СЕМЕСТР
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
XIV-XVI ВЕКА
ИСТОРИЯ РОССИИ
В.Д. ОРЛОВА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ«ИСТОРИЯ»
1. Перемены в земельной собственности и социальном составе населения.
2. Состояние сельского хозяйства.
3. Развитие городов.
4. Состояние ремесла и торговли.
5. Проблема наличия предпосылок для объединения русских земель.
1. Перемены в земельной собственности и социальном составе населения
После монгольского нашествия к концу XIII века понятие «русские земли» стали относить к Северо-Восточным княжествам:
- Новгородская земля с Вяткой;
- Белозерское княжество;
- Ярославское;
- Ростовское;
- Галицкое;
- Владимирское;
- Тверское;
- Дмитровское;
- Стародубское;
- Нижегородское;
- Муромское;
- Рязанское;
- Верховские.
Недолго Смоленское, после оно вошло в составе Великого княжества Литовского. Туда же вошли и другие русские княжества.
Рассмотрим проблему, исходя из того, что зависимость Руси от Орды была. В литературе можно найти и другие точки зрения – вплоть до отрицания татарского ига.
С юга и востока – Золотая Орда. Пограничье и с Ордой, и с Литвой малонаселенное из-за постоянной опасности.
Потеряны из хозяйственного оборота, прежде всего, степные и давно распаханные земли. В хозяйственный оборот опять надо вводить леса.
Колонизационное движение возможно только на север и северо-восток.
Процесс дробления княжеств шел весь XIV век и около половины XV века. Ни одна карта его отразить не может. Уделы бывали столь малы, что их центрами оказывались не города, а села, т.е. княжеств бывало больше, чем городов. Границы мелких владений подвижны.
Теоретически все земли в княжестве принадлежали князю, а он давал их в вотчины, поместья, монастырские владения или оставлял в распоряжении крестьянских общин. Фактически большую часть земель занимал лес, и эти земли никого из владельцев не интересовали. Борьба шла за пашенные или пригодные для пашни земли и рабочие руки для этих земель. Боярские вотчины князь обычно не трогал, монастырские земли тоже.
Землевладение было следующих видов:
1) дворцовое;
2) владельческое (вотчины и поместья);
3) монастырское;
4) черносошное.
Именно черносошное было ренальным резервом для роста трех первых видов. Возможна была его законная передача от имени князя или простой захват.
Вотчины дробились при передаче по наследству и мельчали. Лишь немногие бояре могли позволить себе покупку новых земель.
Особенностью феодального землевладения на Руси была его территориальная раздробленность. Один владелец, в том числе и князь, имел села с пашнями, разбросанные далеко друг от друга. В условиях дробления княжеств крупные земельные владения боярина могли оказаться в двух, а то и трех удельных княжествах. Так что резиденция боярина никак не могла выполнить роль европейского замка. Во-первых, она всего лишь в одном селе и не может защитить все его земли. Во-вторых, против татар или литовцев в одиночку выстоять было невозможно, с этим не справлялись даже довольно крупные крепости.
Землевладение условного характера (за службу) приобретало от XIV и XVI вв. все большие масштабы и значение. Термин «помещик» относится к концу XV в. Испомещение княжеских слуг связывалось с обязательной военной службой и усиливало боеспособность конницы, столь необходимой в противосостоянии с татарами. Развитие поместной системы сокращало количество черносошных крестьян. Но первоначально крестьян это не очень огорчало, так как они получали покровителя, живущего рядом.
Монастырское землевладение имело тенденции роста за счет пожалований и колонизации. С XIV в. сокращалось число городских и росло число пустынных монастырей. Например, Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV вв. основал 27 пустынных и восемь городских монастырей. Движение к новым землям шло водными путями.
Имея льготы от княжеской власти и не платя дань татарам, монастыри имели возможность сосредоточить в своих руках большие средства и диктовать цены на хлеб и земли.
Светская власть в XV в. старалась ограничить рост монастырского землевладения.
Черносошные крестьяне могли продавать, менять и завещать свои земли при условии, что они не выйдут из тягла. Налоги в пользу князя оставляли у черносошных крестьян больше возможностей для развития предпринимательства, чем их имели дворцовые, вотчинные, помещичьи и монастырские крестьяне.
Основным типом сельского поселения была деревня в один-три двора. Деревни, покинутые жителями – пустошь. Землю при пустоши могли обрабатывать наездом. Новые деревни – починки.
Село – поселение, где находилась владельческая или княжеская администрация, а иногда и резиденция владельца. В последнем случае там обычно была церковь. Если двор владельца стоял отдельно от крестьянских, то назывался – сельцо.
Укрупнение деревень и сел обычно происходило по инициативе владельца, а не крестьянина.
Размеры земельных угодий населенного пункта часто представлялась формулой «куда соха, коса и топор ходили».
В Новгородской земле селение с церковью и дворами причта было центром округи и называлось погостом.
Социальная структура населения
Феодалы. Этого термина они, разумеется, не знали.
Великие князья. В XIV в. среди них особо выделялся Владимирский, так как именно он от имени всех русских князей поддерживал отношения с татарами и собирал для них дань.
В XV в. особо выделяется московский великий князь, про остальных пишут «всякое княжье».
К концу XVI в. остался только великий князь Московский, он же государь всея Руси.
Удельные князья. В XIV в. их число огромно.
В XVI в. – это только родственники великого князя.
Последний удельный князь – Углицкий царевич Дмитрий. Удельный должен подчиняться великому князю, но в XIV в. степень этого подчинения минимальна, потом растет.
Удел воспринимали как личную, а не родовую собственность. Власть – источник доходов → город можно отдать в кормление боярину, удел продать частями.
Боеспособность с дробленных уделов падает (Белозерское княжество = одно село и княжеская усадьба в XV в.).
Служилые князья. Появились в XV в., когда некоторые удельные и даже великие шли на службу к Московскому. Князь только в родовых землях, а в остальном – как боярин – вотчинник.
Бояре. В XIV в. их число росло за счет пожалования вотчин. С XV в. особо выделяются старомосковские (служат Москве с И. Калиты) и московские, которые позже пришли на эту службу.
В княжеских договорах писали «а боярам и слугам межи нас вольным воля» Позже князья старались ограничить боярскую волю. За службу часто стали давать кормления и откупа, а не вотчины.
В XV – XVI вв. бояре-княжата .
Феодалы, в родословной у которых были князья, сыновья, чьи отцы не княжили.
В XVI в. число бояр сокращается.
Бояре против объединения. Им нужна независимость вотчин, а не хозяйство, надежнее добычи, да и какая она в усобицах мини-княжеств или стычках с татарами. Но они не защищали слабых князей от сильных, косвенно способствуя объединению.
Слуги вольные – были в XIV в. ниже бояр, но тоже имели вотчины. Правда, суд в вотчинах вершил князь.
Дети боярские – появились в XV в. Это потомки слуг вольных.
Служили в войске князя без права отъезда. За службу могли получить поместье. Родовые вотчины так измельчали, что в
XVI в. стали считаться ниже дворян, а иногда и добровольно продавались в холопы.
В XVI в. были дети боярские московские и городовые.
Слуги под дворским. Термин XIV – XV вв. За службу в землях князя получали небольшие участки земли, иногда без крестьян, и тогда обрабатывали ее сами. Это посельские, дьяки, ключники. Могут происходить из холопов.
В конце XV в. могут называться помещиками, если пожалованы землей с крестьянами. Свободные слуги под дворским – за объединение княжеств (или хотя бы за укрупнение).
Дворяне. Термин конца XV – XVII вв. Происходят из слуг под дворским. Постепенно складывается практика передачи поместья от отца к сыну при условии службы сына.
Монастыри. Коллективные феодалы. Верхушка духовенства – князья церкви. Позиция церкви в вопросах объединения противоречива.
Свободное население.
Черные (черносошные, волостные) крестьяне. Термин появился в XIII–XIV вв.: христиане в противовес басурманам. Платят налоги князю. В науке дискуссионен вопрос о степени их свободы от государства. Могут жить и в городе. Заинтересованы в сильной власти князя.
Купцы – стремились купить землю, тяготели к феодалам. Городские сословия, которые только складываются. Вроде бы объединение в их интересах, но городское самоуправление уничтожается князьями.
Зависимое население.
Дворцовые крестьяне. Собственность князя и его семьи, не только землепашцы, но и охотники, рыболовы.
Главный вид ренты – натуральный оброк.
Владельческие крестьяне. Крестьяне вотчин и поместий.
Главный вид ренты – натуральный оброк.
В XV в. рост денежной ренты и появление отработочной ренты (барщины). Барскую пашню пашут «сгоном». Крестьяне мелких феодалов сильнее эксплуатируются, они могут быть за объединение.
Монастырские крестьяне. Положение самое тяжелое.
Главный вид ренты – отработочная.
Из любой категории зависимых крестьян возможен переход в более тяжелые формы зависимости.
XV в. – серебреники, половники.
Экономически несостоятельные крестьяне могут перейти:
- в бобыли и платить бобыльщину (непашенные и нетяглые люди); в XVI в. появилась бобыльская барщина – два-шесть дней в году;
- в захребники
Подсуседники (не имеющие самостоятельного хозяйства крестьяне).
Холопы. Принадлежат к светским феодалам. Плен как источник холопства после прекращения усобиц сходит на нет.
С 1479 года главным источников холопства стала кабала – самопродажа.
В XV в. сложилась внутренняя структура холопов:
1) большие или старинные холопы
служилые (боевые) приказные ( тиуны, ловчие,
спальники и т.д.) научный термин –
слуги министериалы, если владелец
князь или боярин
2) меньшие или деловые холопы (люди)
белые люди дворовые черные люди дворовые
(кормилицы, дядьки, истопники, прачки, конюхи,
детинки к постели, сенные девки, скотники, садовники,
девки к ларцу, скоморохи, лекари) ремесленники)
холопы-страдники
пахари
охотники
бортники
рыболовы
От XIV в.кXVI в. росло число холопов-страдников.
Отпущенный владельцем холоп назывался послужилец. Мог перейти как в крестьяне, так и в слуги под дворским (дворяне).
Монастырские детеныши. Временно зависимые от монастыря люди, работающие на монастырь по обету. Положение близкое к холопам-страдникам.
Социальные предпосылки создания единой огромной страны не бесспорны. Укрупнения княжеств, усиления власти – да.
«Мозаика» могла сложиться по-разному».