Живопись XX в. США.

Алвар Аалто знает как заставить стандарт служить эмоциональной стороне творчества. Его имя стало изветсно за пределами Финляндии около 1930 г. С 1939 г. он стал работать в Америе. Алвар Аалто легко общался со всеми. Многослойный характер финской культуры – смешение элементов западной цивилизации, пережитков доисторических времен и средневековья – отразился на творчестве Аалто, придавая его произведениям внутреннее напряжение.

Существуют три общественных здания, неразрывно связанные с прогрессом современной архитектуры: Баухаус в Дессау В. Гропиуса (1926), проект Дворца Лиги Наций в Женеве Ле Корбюзье (1927) и санаторий в Паймио Алваро Аалто (1929-1933) на юго-западе Финляндии рядом с древней столицей городом Турку.

Студенческое общежитие Массачусатского технологического института (1947) – здание с гибким решением наружной стены и потолка. Аалто и Ле Корбюзье продолжили традиции использования волнообразной стены, начатой Франческо Барромини. Аалто отличают такие приемы как гибкая трактовка стены, взаимосвязь горизонтальных плоскостей, использование различных уровней.

Йорн Утцон родился (1918) и вырос в Дании. В 1945 г. он учился у Алвара Аалто. В 1984 г. встретился в Париже с Фернаном Леже и Ле Корбюзье, побывал в Марокко. В качестве стипендиата Йорн Утцон едет в 1949 г. в США, а затем в Южную Америку. Возвратился в Данию. Из числа его проектов был осуществлен только поселок Кинго-хойзер (63 дома) в 1956 г., также небольшой поселок около Фрейзенсборга в 1962 г. В 1947 г. на конкурсе в Сиднее неожиданно для Утцона был удостоен первой премии его проект Оперного театра (заслуга Сааринена). В 1957 г. Йорну Утцону удалось ознакомиться с разнообразием культуры Китая, Непала, Индии, Японии. В Японии измерения производят гибким троссом, а не жесткой масштабной линейкой, как в Китае. Горизонтальная плоскость в качестве архитектурного элемента очаровывает Утцона и все поколение молодых архитекторов. В Сиднее сделана попытка (как и в древнегреческом театре в Дельфтах, но в меньшем масштабе) создать архитектурное сооружение с подчиненным определенному ритму перепадом различных уровней, связанных между собой лестницами такой ширины, какую едва ли можно было встретить где-нибудь еще, кроме храмов ацтеков и майя. В здании предусмотрена возможность во время антрактов раскрывать холлы и фойе и обращать внимание зрителей на необычное зрелище подвешенных сводов-оболочек, господствующих над далеким сводом гавани.

Американскую архитектуру отличает практичность, смелость решений с использованием новых технологий и материалов. Ээро Сааринен строит здание Технологического исследовательского центра фирмы «Дженерал моторс», Аэровокзал международного аэропорта имени Дж. Кеннеди. Архитектор Джонсон создает Дом архитектора в Нью Канаане. Ямасаки воплощает Центр конференций Мичиганского университета. Гаррисон и Абрамовиц строят здание компании «Алкоа».

 

Живопись США отличает стремление художников передать ощущение свободы. Поэтому и пейзаж, и портрет раскрывают возможности свободного движения, свободного труда, свободного самовыражения.

Роберт Генри (1865-1929) учился у Икинса, Мане и Гойя. Его портреты отличаются реалистичной трактовкой («Мальчик-рыбак», «Индейская девушка из Санта-Клары»). Рокуэл Кент (1882-1971)создавал картины, рискунки, литографии, иллюстрации, монументальные росписи, медали, керамические изделия, скульптуры, архитектурные сооружения. Он интересен в пейзажной живописи и графике («Труженики моря», «Ноябрь в северной Гренландии»). Эдуард Хоппер (1882-1967) был выдающимся живописцем и графиком. Главная тема его картин – современный город. Дисгармоничный, но обобщенный облик города («Вечерний ветер», «Раннее воскресное утро»). Роберт Майнор (1884-1952) занимался политической графикой, где проявилась сила обобщения, предельная концентрация образного строя, точность рисунка, различные формы гротескного преувеличения. Он считал своим учителем Домье («Лик профсоюзной бюрократии», «Идеальный солдат»).

В 1940-1950-х гг. в США получает распространение абстрактный экспрессионизм. Это абстрактное течение ставит своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника в хаотических, не организованных логическим мышлением абстрактных формах. В этом стиле работали Поллок, Клайн, Брукс.

Реализм второй половины XXв. связан с именами Рафаэля Сойера («Обнаженная девушка», «Художник Фил Бард», «Дети города»), Антона Рефрежье («Мать с ребенком», «Переселенцы на Дальний Запад», «Девушки и одуванчики»), Эндрю Уайес («Мир Кристины», «Молодая Америка», «Песчаная коса») и других.