Искусство XVII века. Стиль барокко.

Искусство XVII века. Стиль барокко.

Возрождение во Франции.

XVI в. – время расцвета французского портрета. Жан Клуэ (1485/88-1541) – придворный художник Франциска I. Его работы отличает умение подметить главное. Жан Фуке (1420-1581) – придворный художник Карла VII и Людовика XI. Тщательность и монументальность, точность рисунка проявлена в его работах (“Портрет неизвестного”, “Богоматерь с младенцем”). Ренессансные традиции в архитектуре связаны с именем Пьера Леско. При перестройке Лувра он применил античную ордерную систему. Скулптуры Жана Гужонаотличают легкие стройные фигуры, складки одежд при этом трактованы с музыкальностью, но изысканно отточены и сдержанны по форме.

 

ЛЕКЦИЯ

Поворот от Возрождения к XVII в. в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, волю, от представлений о гармонически организованном мире с героем-человеком в центре сначала к разочарованию, отчаянию или скепсису, к трагическому диссонансу человека и мира, а затем к новому утверждению человека как частицы огромного, бесконечно разнообразного и подвижного мира. Человек как бы вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотнесении с природой, обществом, государством, со средой. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как завершающий результат многообразного действия сил.

В это время были написаны трагедии Шекспира, роман Сервантеса, первая социалистическая утопия Томаса Мора, учение Джордано Бруно. Проявился изуверский фанатизм Игнасия Лайолы, основателя ордена иезуитов. В XVI-XVII вв. были открыты новые земли от Аляски до Америки, изобретены телескоп и микроскоп.

Искусство XVII в. связано с тремя основными стилями: барокко, классицизмом и реализмом.

Мировоззрение XVII в. пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он, человек, занимает далеко не первое место, а растворен в его многообразии. Италия становится столицей нового стиля – барокко. Стиль барокко завуалировал логику. Барокко соединило в себе черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессивности с трезвостью и рассудочностью, бюргерской деловитостью. В религиозной тематике наблюдается преобладание сюжетов чудес и мученичеств. Величавость, сдержанность, статичность Ренессанса сменяется любовью к динамике. Искусство простроено на контрастах, тяготеет к перегруженности декоративными мотивами. В барокко преобладают сложные криволинейные формы. Используются визуальные иллюзии. В архитектуре пластическое начало стоит над тектоническим. С временем барокко связана организация больших средовых комплексов и пространств: городских площадей, дворцов, парков, загородных резиденций.