Романское искусство XI-XII вв.

Дороманское искусство VI-X вв.

Средневековое искусство Европы. Романское искусство. Готика.

Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения: работы разных лет. М.: «Советский художник», 1984.

Бартенев И. АА., Батажкова В. Н.. Очерки истории архитектурных стилей. М.: «Изобразительное искусство», 1983.

Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV вв. Архитектура, скульптура, витражи. М.: «Искусство», 1973.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М.: «Искусство», 1981.

 

V в. принято считать началом новой эпохи – феодальной формации, названной в истории средними веками. Она заканчивается во время буржуазной революции в Англии в первой половине XVIIв.

В период позднего средневековья в Италии и некоторых других странах зарождается капитализм и формируется новый класс бюргерства. Появляются зачатки новой гуманистической культуры. Она нашла выражение в искусстве Возрождения, которое развивалось в границах старой феодальной формации.

Следует отметить следующие особенности средневековой культуры:

1. Тесная связь искусства с религиозными догмами, мировоззрение средневековья по преимуществу теологическое (теология – наука о Божественном, изучение Божественного писания);

2. Близость искусства к народному творчеству;

3. Тело – сосуд для души. Искусство не следует реальности, природным формам, оно превращается в символику запредельного. Вырабатывается система символического языка, языка условности и аллегоризма (иносказания);

4. Искусство передает внутренние переживания, состояния души.

Искусство Западноевропейского средневековья делится на периоды:

1. Дороманский VI-X вв.;

2. Романский XI-XII вв.;

3. Готический XIII-XIV вв.

Название “романский” происходит от слова Roma, т. е. Рим и возникло условно в XIX в., когда обнаружили связи средневековой культуры с римской.

На территории Галии в V в. образовалось государство Франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее затем выделились Франция, Германия и Италия.

От VI-VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства. Этот период – время орнамента. Динамический узор из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных украшал предметы быта, книги, стены архитектурных объектов. Переписыванием и изготовлением книг занимались монахи.

Ярче всего романское искусство проявилось в Германии и Франции. Германию считают родиной романского стиля. Сильнейшими феодальными владениями были монастыри. Дух воинственности и самозащиты пронизывал все искусства. Так замок являлся крепостью феодала, храм – крепостью Бога (городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майне).

Храм уподобляется кораблю. Это базилика с поперечным нефом – трансептом. Базилика (гр) – “корабль”. Неф (гр.) – корабль. На пересечении среднего нефа и трансепта располагалась башня над средокрестьем. С востока храм замыкают выступающие апсиды. Две башни восточного и две башни западного хора имеют шатровое завершение. Архитектурный декор сдержан, используются аркатуры, полуциркульные завершения окон.

Но внутри храма – обилие рельефа на стенах, дверях, на капителях колонн, на окнах. Искусство в средневековье являлось Евангелием для неграмотных. В росписях преобладают сцены страданий и мученичеств. Здесь можно увидеть кентавров, львов, фантастических существ сил тьмы – аспидов, полуящеров-полуптиц рядом со святыми. Образы животных пришли из языческих народных культов. Такой тип декорирования получил название “звериного стиля”. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, предельная условность, разномасштабность, бесплотность фигур, отсутствие перспективы – удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора (Собор Нотер-Дам в Пуатье во Франции XI-XII вв.; Собор в Вормсе во Франции XII- первая половина XIII в.; замок в Витре в Бретани во Франции XI-XV вв.; замок Фужере в Бретани во Франции XII-XV вв.)

Технические приемы «мастеров-рисовальщиков», как называли средневековых художников, в каждой мастерской были разными. Все имели свои рецепты и держали их в секрете. Это прежде всего относится к темперным краскам. Основой для картины служили сборные деревянные доски разных сортов дерева: дубовые – на севере Европы, во Франции, Фландрии и Голландии, ореховое – южнее Луары, липовое - в Германии и тополевое – в Италии. Художники романской и ранней готических эпох использовали в своих настенных и станковых картинах цвета в качестве символического языка. С этой целью они стремились создать ясные, ничем не затемненные тона. Они скорее искали простых и ясных символических впечатлений, чем многочисленных оттенков и цветовых вариаций. Формы получали подобную же обработку.

В первой половине XII века аббат Бугар впервые поставил в соборе в Сен-Дени (близь Парижа) цветные витражи. Он обосновал это следующими словами: «Я сделал это для того, чтобы материальные чувства людей были направлены на то, что находится вне материи». Цветные витражи являлись понятными для народа «сверкающими иероглифами». Чувственно-зрительное переживание являлось непосредственной подготовкой к высокому духовному переживанию.

В эпоху романского искусства окончательно складывается тип феодального замка. Основное жилище синьора – стоящая в центре двора главная башня – донжон. В ее нижних этажах располагались кладовые и тюремные помещения, на втором этаже – жилье владельца, на третьем этаже – помещения для слуг и охраны, крыша использовалась для дозора. В комплекс замка входила капелла (часовня), множество других более низких хозяйственных построек. Стены внутри расписывались, покрывались декоративными тканями.

С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносятся мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у городских ворот стояла охрана. Улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Внутри крепостных стен город рос в высоту, верхние этажи зданий нависали над нижними.

С XII в. появляется регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей располагается рыночная площадь с собором., позднее – ратуша. Ратуша – здание городского самоуправления. Как правило, город заселялся по профессиям, отсюда и названия районов и улиц – плотницкая, кожевенная, сапожников и т. д.

В произведениях прикладного искусства романского времени на мебели, тканях, бытовой утвари широко применяется орнамент, сложившийся в результате воздействия византийского искусства и местных традиций. Основными элементами орнамента являлись: геометрические мотивы (плетенки, розетки), стилизованные цветы, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, птицы, животные.