МАРТА 2010г.

В Новгородесложилось великое искусство КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА.

Колокол- был как глас народа, как гас демократии- и Петр- как символ вечевой республики- привез колокол из Новгорода в Петербург.

Новгород вначале все взял из Киева- но постепенно новгородские мастера начали находить свое.

На возвышенном месте киевляне- построили Софийский собор, но в отличии от 13 купольного киевского- был построен 5 купольный. С какой бы стороны ты не подьезжал к Новгороду- тебя встречал Софийский собор.

Собор- олицетворял идею – могущества государства и православия. Для новгородского стиля характерна- суровость, лаконизм, простота, мало купольность. Соборы похожи на суровых войнов.

Самые известные соборы:

  • Георгиевский собор Юрьева монастыря 12 век.
  • Церковь рождества богородицы- Антониевого монастыря.
  • Церковь благовещения Благовещенского монастыря.
  • Апостолов Петра и Павла- на сеничьей горе.
  • Церковь преображения на горе Нередице.
  • Рождества Богородицы в Перыне(около Новгорода)

Все эти церкви мало украшены снаружи, для этих церквей так же характерно легкая ассиметрия.

Расцвет новгородской архитектуры начинается в 13 веке.

Первая церковь 1292 г. Церковь Николы на Липне. Есть версия что на этом месте был липовый лес

С 13 века известные храмы.

  • Церковь спаса на Ковалеве(село)
  • Церковь спаса преображения на Ильине улице.
  • Церковь святого Федора Стратилата на ручье

Все внутреннее убрансто этих храмов повторяют фрески киевских мастеров

Соперничала с фресками- иконопись.

Новгородская икона так же очень сурова проста и лаконична. ЗНАМЕНИТЫЕ ИКОНЫ:.

  • 11 век- икона Петр и Павел.
  • Святой Георгий.
  • Благовещенье Устюгшское.
  • Богоматерь знамение с избранными святыми.
  • Битва Суздальцев и Новгородцев.
  • Де Иисус(Иисус изображен к нам лицом) и молющиеся Новгородцы.
  • Икона Флора и Лавра(последняя четверть 15 века).
  • Положение во гроб.

Новгородская иконопись оказала влияние на развитие иконописи в Северных землях- Калерия, Вологда, Архангельск. Иконопись этих княжеств называется Северные письма.

Иконы Северных княжеств- более простые и примитивные.

В 14 веке Новгород становится центром древнерусского зодчества.

Каждый храм этого периода отмечен творческим подходом архитекторов- каждый храм уникален.

.

Летописи донесли имя новгородского архитектора- Петр «А мастер трудился Петр».

Этот архитектор впервые использовал принцип архитектурной ассиметрии - он например сделал 2 купола- посередине- и 1 меньше сбоку. При этом здание кажется подвижным и пластичным при ассиметрии.

К 15 веку Новгород придет к однокупольным храмам.

Новгород присоединился к Москве в 15 веке- и Москва многое взяла у него.

  • Киев- Византии
  • Новгород- Западно-Европейский средневековый город.

 

ФЕОФАН ГРЕК- 2 версии зачем приехал.

1 версия- приехал в Россию за длинным рублем,

2 версия- приехал по зову сердца приехал в Россию.

У него светлые блики прослеживаются на всех работах Феофана Грека.

Есть мнение что Феофан Грек- принадлежал к течению- Исихазм. Что на горе Фавор есть свет небесный- и он живет внутри нас.

У Феофана грека была школа учеников

Самое известное произведение Ф. Грека – Тройца.

Оказал на развитие русской иконописи большое влияние. Он стоял у истоков диалога- русской и зарубежной культуры.

Феофан Грек был образованным человеком и искусным мастером возможно родился в 30х годах 14 века.. и в 70 годах 14 века- работал в Новгороде.

Летописец- Лепифаний премудрый- писал о Греке---- рукой рисует, ногами указывает что писать, и ведет еще диалог с людьми. И взгляд у него был добрый.

Работы Феофана грека отличает красно-коричневый тон….. И белые блики- это связано с Исихазмом. Они олицетворяют божественную энергию и свт. В Новгороде он расписал храм спаса преображения на Ильине улице.

Имел большую школу учеников. Вместе с ними он создал фрески храма- Святого Федора Стратилата на ручье. Храм успения богоматери,

расписывал храмы в переославле Залесском.

Его перу принадлежит:

  • Богоматерь донская
  • Преображение господне.

В конце 14 века- Феофан Грек работал в Москве вместе с Андреем Рублевым. После этого о нем больше ничего не описано. Считается что последней работой Феофана Грека это- иконы благовещенского Собора в Москве.

Так же сохранилась его икона Троица, где один ангел давлеет над другими.

 

Владимиро–Суздальское княжество.

  • Суздаль
  • Ярославль.
  • Дмитров
  • Москва
  • Переославль-Залесский – город паломничества русских царей..

 

Строительство в княжестве началось со времен Владимира Мономаха- укрепить северо-западные границы княжества.

Возводили в духе киевских традиций.

Самые известные соборы:

Задача была – соединить госдураственность и церковь

Тенденция как в Новгороде храмы- богатыри- мощные одноглавые.

  • Спаса преображения в Переославле-Залесском.
  • Владимирский Успенский собор.- политическое и духовное могущество Владимира утверждал.
  • Храм покрова богородицы на нерли.(12 век) самый древний храм – Джаконда.

Имеет богатый декор снаружи – изображен библейский царь Давид – с музыкальным инструментом Псалтырем.

  • Дмитриевский собор.

Богато декорирован снаружи. Изображен Александр Македонский- библейский царь Соломон, русский князь Всеволод Третий. Так же есть изображение животных, растительный орнамент. Храм таким образом посвящен единству всего христианского мира.. Сохранились в этом княжестве так же иконы 12 – 14 веков.

  1. Богоматерь оранта. (Спасо- Преображенский монастырь в Ярославле)

 

В годы всенародного бедствия – Владимирцы молились Архангелу Михаилу, мученику – Дмитрию Солонскому.

Особенность икон – их иконы соединяют лики- и реальные черты людей.

На иконах часто используют меч. Меч становится символом власти, силы и защиты и с 13 века становится неотъемлемой частью некоторых икон.

 

Вход в княжество через Золотые и серебряные ворота. ДО нашего Времени сохранились золотые. Белые красивые своды.

 

Псковнаходился под влиянием Новгородской арихтектуры. Княжество было наиболее уязвимо для врагов. С отделением от новгородских земель начинается самобытное развитие архитектуры.

Покрова на нерли- это как у меня рисункок был – там храм в воде отражается.

Церковь рождеста богородицы светогорского монастыря. Это перое каменное сооружение построенное после татаро-монгольского нашествия.

Псковичи строили много оборонительных сооружений – потому что со всех сторон были враги. По этому строили меньше храмов и гражданских зданий.

Псковское иконописное письмо экспрессивно и живописно.

  • Собор Богородицы
  • Огненное восхождение Ильи.

 

Киевское

Новгородское___________________МОСКВА ВЗЯЛА

Псковское

Владимирское

 

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО.

 

1147 Г. – первое упоминание о Москве.

На обьединение повлияло- удобное географическое положение. Перенесена кафедра митрополита Всея Руси в Москву.

1350 г- победа на Куликовом поле. Не выяснено где Куликово поле.- или под Москвой (у черта на кулички).

В Москве недалеко основали Троице Сергиеву обитель. (70 киллометров) Это место связано со знаменитым Сергием Радонежским.

Сергий Радонежский- родился в семье купцов, в миру он был Варфоломеем. Ему явился ангел во сне. Он ездил и мирил княжества, пропогандировал силой божеского слова.

Искусствоведы называют это время – предвозрождение. Это равно по значимости раннему возрождению в Италию.

В это время в России не было условий для возрождения- (не было светского искусства)

Русской античностью считали киевское государство.

Собираются летописи, агиографическая литература(жития святых). Летопись преобретает общерусский характер.

В 15 веке – в МУЗЫКЕ -появляются лирические светские песни- не связанные с обрядами.

В художественной сфере- развивается сфера- связанная с внутренними миром человека, с его нравственным и психологическим образом..

Работает Андрей Рублев, Дионисий, появляются церковные песнопения Федора Христианина.

В новом искусстве 15 века воплотился новый идеал прекрасного, новый идеал Христианства.

Иконопись московского княжества.

Искусство Андрея Рублева.

15 век- вершина развития русской иконописи.

Родился около 1360 г.- 1430 Умер в спасо-андрониковым монастыре.

Был знаменит при жизни, многие монастыри и церкви хотели иметь его работы. Был современником изгнания Татаро-монголов и был знаком с Сергием Радонежским. Был монахом спасо-андронникова монастыря.

В 1405г. Расписывал вместе с Феофаном греком – благовещенский собор в Москве.

Искусствоведы считают что он потомственный иконописец. Он прошел путь от доличного – до своих вершин.

Феофан грек безусловно оказал влияние на Андрея Рублева, но он пошел своим путем.

У Андрея Рублева было много учеников – по этому многие работы Спорны.

  • Роспись Троицкого собора- Троице Сергиевой лавры.
  • Иллюстрации Евангелие Хитрова
  • Успенский собор в Звенигороде.
  • Успенский собор во Владимире.

После 1917 г- церкви были – складами, домами культуры, клубом.

Манера письма Рублева абсолютно отличается от византийской. В своих иконах он проповедовал добро, красоту, кротость, гармонию мира, истинную красоту , духовную возвышенность и одновременно простоту.

 

8 башен кремля.

Аресенал