МАРТА 2010г.
В Новгородесложилось великое искусство КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА.
Колокол- был как глас народа, как гас демократии- и Петр- как символ вечевой республики- привез колокол из Новгорода в Петербург.
Новгород вначале все взял из Киева- но постепенно новгородские мастера начали находить свое.
На возвышенном месте киевляне- построили Софийский собор, но в отличии от 13 купольного киевского- был построен 5 купольный. С какой бы стороны ты не подьезжал к Новгороду- тебя встречал Софийский собор.
Собор- олицетворял идею – могущества государства и православия. Для новгородского стиля характерна- суровость, лаконизм, простота, мало купольность. Соборы похожи на суровых войнов.
Самые известные соборы:
- Георгиевский собор Юрьева монастыря 12 век.
- Церковь рождества богородицы- Антониевого монастыря.
- Церковь благовещения Благовещенского монастыря.
- Апостолов Петра и Павла- на сеничьей горе.
- Церковь преображения на горе Нередице.
- Рождества Богородицы в Перыне(около Новгорода)
Все эти церкви мало украшены снаружи, для этих церквей так же характерно легкая ассиметрия.
Расцвет новгородской архитектуры начинается в 13 веке.
Первая церковь 1292 г. Церковь Николы на Липне. Есть версия что на этом месте был липовый лес
С 13 века известные храмы.
- Церковь спаса на Ковалеве(село)
- Церковь спаса преображения на Ильине улице.
- Церковь святого Федора Стратилата на ручье
Все внутреннее убрансто этих храмов повторяют фрески киевских мастеров
Соперничала с фресками- иконопись.
Новгородская икона так же очень сурова проста и лаконична. ЗНАМЕНИТЫЕ ИКОНЫ:.
- 11 век- икона Петр и Павел.
- Святой Георгий.
- Благовещенье Устюгшское.
- Богоматерь знамение с избранными святыми.
- Битва Суздальцев и Новгородцев.
- Де Иисус(Иисус изображен к нам лицом) и молющиеся Новгородцы.
- Икона Флора и Лавра(последняя четверть 15 века).
- Положение во гроб.
Новгородская иконопись оказала влияние на развитие иконописи в Северных землях- Калерия, Вологда, Архангельск. Иконопись этих княжеств называется Северные письма.
Иконы Северных княжеств- более простые и примитивные.
В 14 веке Новгород становится центром древнерусского зодчества.
Каждый храм этого периода отмечен творческим подходом архитекторов- каждый храм уникален.
.
Летописи донесли имя новгородского архитектора- Петр «А мастер трудился Петр».
Этот архитектор впервые использовал принцип архитектурной ассиметрии - он например сделал 2 купола- посередине- и 1 меньше сбоку. При этом здание кажется подвижным и пластичным при ассиметрии.
К 15 веку Новгород придет к однокупольным храмам.
Новгород присоединился к Москве в 15 веке- и Москва многое взяла у него.
- Киев- Византии
- Новгород- Западно-Европейский средневековый город.
ФЕОФАН ГРЕК- 2 версии зачем приехал.
1 версия- приехал в Россию за длинным рублем,
2 версия- приехал по зову сердца приехал в Россию.
У него светлые блики прослеживаются на всех работах Феофана Грека.
Есть мнение что Феофан Грек- принадлежал к течению- Исихазм. Что на горе Фавор есть свет небесный- и он живет внутри нас.
У Феофана грека была школа учеников
Самое известное произведение Ф. Грека – Тройца.
Оказал на развитие русской иконописи большое влияние. Он стоял у истоков диалога- русской и зарубежной культуры.
Феофан Грек был образованным человеком и искусным мастером возможно родился в 30х годах 14 века.. и в 70 годах 14 века- работал в Новгороде.
Летописец- Лепифаний премудрый- писал о Греке---- рукой рисует, ногами указывает что писать, и ведет еще диалог с людьми. И взгляд у него был добрый.
Работы Феофана грека отличает красно-коричневый тон….. И белые блики- это связано с Исихазмом. Они олицетворяют божественную энергию и свт. В Новгороде он расписал храм спаса преображения на Ильине улице.
Имел большую школу учеников. Вместе с ними он создал фрески храма- Святого Федора Стратилата на ручье. Храм успения богоматери,
расписывал храмы в переославле Залесском.
Его перу принадлежит:
- Богоматерь донская
- Преображение господне.
В конце 14 века- Феофан Грек работал в Москве вместе с Андреем Рублевым. После этого о нем больше ничего не описано. Считается что последней работой Феофана Грека это- иконы благовещенского Собора в Москве.
Так же сохранилась его икона Троица, где один ангел давлеет над другими.
Владимиро–Суздальское княжество.
- Суздаль
- Ярославль.
- Дмитров
- Москва
- Переославль-Залесский – город паломничества русских царей..
Строительство в княжестве началось со времен Владимира Мономаха- укрепить северо-западные границы княжества.
Возводили в духе киевских традиций.
Самые известные соборы:
Задача была – соединить госдураственность и церковь
Тенденция как в Новгороде храмы- богатыри- мощные одноглавые.
- Спаса преображения в Переославле-Залесском.
- Владимирский Успенский собор.- политическое и духовное могущество Владимира утверждал.
- Храм покрова богородицы на нерли.(12 век) самый древний храм – Джаконда.
Имеет богатый декор снаружи – изображен библейский царь Давид – с музыкальным инструментом Псалтырем.
- Дмитриевский собор.
Богато декорирован снаружи. Изображен Александр Македонский- библейский царь Соломон, русский князь Всеволод Третий. Так же есть изображение животных, растительный орнамент. Храм таким образом посвящен единству всего христианского мира.. Сохранились в этом княжестве так же иконы 12 – 14 веков.
- Богоматерь оранта. (Спасо- Преображенский монастырь в Ярославле)
В годы всенародного бедствия – Владимирцы молились Архангелу Михаилу, мученику – Дмитрию Солонскому.
Особенность икон – их иконы соединяют лики- и реальные черты людей.
На иконах часто используют меч. Меч становится символом власти, силы и защиты и с 13 века становится неотъемлемой частью некоторых икон.
Вход в княжество через Золотые и серебряные ворота. ДО нашего Времени сохранились золотые. Белые красивые своды.
Псковнаходился под влиянием Новгородской арихтектуры. Княжество было наиболее уязвимо для врагов. С отделением от новгородских земель начинается самобытное развитие архитектуры.
Покрова на нерли- это как у меня рисункок был – там храм в воде отражается.
Церковь рождеста богородицы светогорского монастыря. Это перое каменное сооружение построенное после татаро-монгольского нашествия.
Псковичи строили много оборонительных сооружений – потому что со всех сторон были враги. По этому строили меньше храмов и гражданских зданий.
Псковское иконописное письмо экспрессивно и живописно.
- Собор Богородицы
- Огненное восхождение Ильи.
Киевское
Новгородское___________________МОСКВА ВЗЯЛА
Псковское
Владимирское
МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО.
1147 Г. – первое упоминание о Москве.
На обьединение повлияло- удобное географическое положение. Перенесена кафедра митрополита Всея Руси в Москву.
1350 г- победа на Куликовом поле. Не выяснено где Куликово поле.- или под Москвой (у черта на кулички).
В Москве недалеко основали Троице Сергиеву обитель. (70 киллометров) Это место связано со знаменитым Сергием Радонежским.
Сергий Радонежский- родился в семье купцов, в миру он был Варфоломеем. Ему явился ангел во сне. Он ездил и мирил княжества, пропогандировал силой божеского слова.
Искусствоведы называют это время – предвозрождение. Это равно по значимости раннему возрождению в Италию.
В это время в России не было условий для возрождения- (не было светского искусства)
Русской античностью считали киевское государство.
Собираются летописи, агиографическая литература(жития святых). Летопись преобретает общерусский характер.
В 15 веке – в МУЗЫКЕ -появляются лирические светские песни- не связанные с обрядами.
В художественной сфере- развивается сфера- связанная с внутренними миром человека, с его нравственным и психологическим образом..
Работает Андрей Рублев, Дионисий, появляются церковные песнопения Федора Христианина.
В новом искусстве 15 века воплотился новый идеал прекрасного, новый идеал Христианства.
Иконопись московского княжества.
Искусство Андрея Рублева.
15 век- вершина развития русской иконописи.
Родился около 1360 г.- 1430 Умер в спасо-андрониковым монастыре.
Был знаменит при жизни, многие монастыри и церкви хотели иметь его работы. Был современником изгнания Татаро-монголов и был знаком с Сергием Радонежским. Был монахом спасо-андронникова монастыря.
В 1405г. Расписывал вместе с Феофаном греком – благовещенский собор в Москве.
Искусствоведы считают что он потомственный иконописец. Он прошел путь от доличного – до своих вершин.
Феофан грек безусловно оказал влияние на Андрея Рублева, но он пошел своим путем.
У Андрея Рублева было много учеников – по этому многие работы Спорны.
- Роспись Троицкого собора- Троице Сергиевой лавры.
- Иллюстрации Евангелие Хитрова
- Успенский собор в Звенигороде.
- Успенский собор во Владимире.
После 1917 г- церкви были – складами, домами культуры, клубом.
Манера письма Рублева абсолютно отличается от византийской. В своих иконах он проповедовал добро, красоту, кротость, гармонию мира, истинную красоту , духовную возвышенность и одновременно простоту.
8 башен кремля.
Аресенал