Согласованность.

Естественность

Пользовательский интерфейс и его виды

Пользовательский интерфейс — набор приемов и средств взаимодействия пользователя с приложением.

В настоящее время рассматривается 3 основных вида пользовательского интерфейса, реализуемого операционными системами и прикладными программами.

1. Командный интерфейс означает выдачу на экран приглашения для ввода команды. Программы, имеющие командный интерфейс, называют консольными. Такой интерфейс реализуют операционные системы MS DOS, Linux (без запуска графической оболочки).

2. WIMP-интерфейс — современный графический интерфейс, характерный для ОС Windows. Аббривеатура расшифровывается как Windows (окно), Image (изображение), Menu (меню), Pointer (указатель). Каждая программа запускается в собственной области экрана, называемой окно (Window); объекты, с которыми может взаимодействовать пользователь, представлены в виде изображений (Image); основные команды сгруппированы в меню (Menu); выбор команд и ввод данных осуществляется при помощи указателя мыши (Pointer). Для выбора одного из них используется указатель.

3. SILK — (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям. Предполагается, что этой модели будут придерживаться интерфейсы будущего.

Необходимые свойства пользовательского интерфейса:

Естественный интерфейс — интерфейс, который не вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи. Это, в частности, означает, что сообщения и результаты, выдаваемые приложением, не должны требовать дополнительных пояснений. Целесообразно сохранять систему обозначений и терминологию, используемые в данной предметной области.

а) Согласованность в пределах продукта

Одна и та же команда должна выполнять одни и те же функции, где бы она ни встретилась.

б) Согласованность в пределах рабочей среды

Поддерживая согласованность с интерфейсом, предоставляемым операционной системой (Windows), приложение может опираться на те знания и навыки пользователя, которые он получил ранее при работе с другими приложениями.

в) Согласованность в использовании метафор

Метафора — знакомое пользователю понятие или образ, помогающее обеспечить интуитивно понятный интерфейс (например, Корзина Windows). Если поведение некоторого программного объекта выходит за рамки того, что обычно подразумевается под соответствующей ему метафорой, у пользователя могут возникнуть трудности при работе с таким объектом. (Например, если у программного объекта Корзина определить операцию Запуск, пользователь не поймет предназначения объекта без посторонней помощи).

3. Дружественность интерфейса (Принцип «прощения» пользователя).

Эффективный интерфейс должен принимать во внимание, что большинство пользователей изучают особенности работы с новым программным обеспечением методом проб и ошибок. На каждом этапе работы интерфейс должен разрешать только соответствующий набор действий и предупреждать пользователей о тех ситуациях, где они могут повредить системе или данным; еще лучше, если у пользователя существует возможность отменить или исправить выполненные действия.

4. Принцип «обратной связи»

Каждое действие пользователя должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную команду; при этом вид реакции, по возможности, должен учитывать природу выполненного действия.

Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, т.е. как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с системой. Когда компьютер обрабатывает поступившее задание, полезно предоставить пользователю информацию относительно текущего состояния процесса, а также возможность прервать этот процесс в случае необходимости.