Прокуратура.

Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 года. При ревтрибуналах в годы гражданской войны создавались коллегии обвинителей (их функции напоминали функции будущей прокуратуры). Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов – прокуратуру.

Вопрос о создании прокуратуры был поднят на 4 Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 года. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, задачей которого являлся надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступили против независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров (губисполкомам на местах и в центре – прокурору республики). Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России. Критиков проекта поддержала комиссия ЦКРКП (б). Против них решительно выступил Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на заседание Политбюро. Оно рекомендовало отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и установить подчинение местной прокурорской власти только центру.

25 мая 1922 года ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось:

1. осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц;

2. наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания и за деятельностью ГПУ;

3. поддержание обвинения в суде;

 

4. наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокуроры губерний и областей, а также их помощники увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). Прокуратура автономных республик была подчинена прокурору РСФСР.

При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. При Верховном Суде СССР был прокурор Верховного суда и его заместитель. Их назначал Президиум ЦИК СССР.

Адвокатура.

26 мая 1922 года ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после октября 1917 года возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, которые создавались при губернских отделах юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Коллегией адвокатов руководил президиум, который избирался на общем собрании коллегии.

Подверглись реорганизации и вооруженные силы. К концу гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Была проведена демобилизация и к 1923 году численность армии сократилась до 600 тыс. человек. Вводился новый принцип организации армии. Наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. В милиционно-территориальных частях проходили 3-х месячную подготовку, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение 4 лет. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населения. В 1925 году в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 году были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии – 2 года, во флоте – 4 года. Вооруженные силы состояли из сухопутных, морских, воздушных войск, войск специального назначения. Устанавливалась всеобщая воинская служба для мужчин в возрасте от 19 до 40 лет (допризывная подготовка, действительная военная служба, в запасе). Итак, военная реформа началась в 1924 году и закончилась в 1928 году. М.В.Фрунзе сыграл большую роль в её проведении.

В связи с переходом к НЭПу уделялось значительное внимание местным Советам, ставилась задача «оживления» их деятельности. В годы войны их роль снизилась. III съезд Советов СССР уделил большое внимание вопросам советского строительства. В своем постановлении от 20 мая 1925 года съезд отмечал, что Советы оторвались от широких масс, в выборах в советы низка активность избирателей, нужно вовлекать в Советы женщин.

Была начата кампания так называемого «оживления» Советов, был выдвинут лозунг «Лицом к деревне». В 1925 году вводились местные бюджеты, что давало Советам реальные финансовые средства.

Но надо отметить, что в Советах в это время преобладало кулачество.

Отдельно был поставлен вопрос о деятельности Советов в регионах с нерусским населением. Были предусмотрены меры по «коренизации» госаппарата национальных регионов, т.е. в него широко привлекались представители коренной национальности. В делопроизводство вводился национальный язык.

 

 

Тема №13: «Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.)»

/4 часа/