Местные органы управления.

Территория Русского государства делилась на уезды (наиболее крупные административно-территориальные единицы), уезды - на станы, станы - на волости. Впрочем, чёткости в делении ещё не было, наряду с уездами сохранились ещё и земли, военные округа. Во главе этих административных единиц стояли должностные лица, посылаемые из центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Все они содержались за счёт местного населения, получали от него «корм». Назначались они на год – два. Все их интересы были сосредоточены на личном обогащении. Собирая подати, различные пошлины, осуществляя суд за наиболее тяжёлые преступления, они постоянно злоупотребляли своим

 

положением. Московские князья пытались ограничить «аппетиты» кормленщиков грамотами, в которых определялся размер «корма», права и обязанности кормленщиков. Но, в сущности это ничего не меняло. Вымогательства были беспредельны. Во время больших праздников - Рождества Христова, Пасхи и т.д.- непременно праздничный корм, всякая свадьба в округе - опять особый корм наместнику. Приезд нового наместника жители встречали богатыми приношениями, что называлось «въездным кормом». Всё это вызывало большое недовольство у местного дворянства. Система кормления была не способна в должной мере обеспечить подавление сопротивления крестьянства и городского люда. Поэтому в конце XV века власть кормленщиков была ограниченавыборной администрацией (из дворян и состоятельных торговцев) Появились губные и земские избы.Губные избы выполняли полицейско-судебные функции - (борьба с «лихими» людьми, беглыми крестьянами).

Земские избы - занимались финансовыми делами, сбором налогов. И губные, и земские избы были выборными органами. Губные избы возглавлялись дворянами, а земские избы выбирались тягловым населением посадов.

В городском управлении произошли также изменения. Все города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. В города центральная власть назначала городовых приказчиков, т.е. своего рода военных комендантов. Они обязаны были следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной.

Судебные органы. Как и ранее судебных органов всё ещё не существовало. Суд не был отделён от администрации. Судебные функции выполняли великий князь, Боярская дума, приказы, наместники, волостели. Сохранялась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. С созданием губных изб многие уголовные дела были переданы им.

Новое в судебной системе:

1) Наметился уже суд центральный (великий князь, Боярская дума).

2) Суд наместников и волостелей проходит с участием «лутчих людей», т.е. ограничивается их самоуправство.

3) Уголовные дела передаются губным избам.

Вооружённые силы к концу XV века были реорганизованы. Новым было появление дворянскойконницы. Дворянские полки были надёжной опорой великокняжеской власти. Возросло значение княжеского дворцового войска. В случае необходимости созывалось, как и прежде, ополчение. Но теперь порядок его созыва был урегулирован. С каждой «сохи» (единица обложения) требовалось выставить определённое число «посошных» ратных людей с оружием и припасами.

В системе финансов произошли изменения, был введён единый налог - посошный. В соху включалась земля, в городе - определённое число дворов, разные промыслы, торговые обороты и т.д. Важным средством упорядочения финансов явилась денежная реформа (проведена в начале XVI века). Отныне право чеканить монету предоставлялось только великому князю, деньги удельных князей из обращения были изъяты.