Организационные особенности внутрифирменной структуры.
Типы и организационно-правовые формы фирм.
Базовыми формами внутрифирменной структуры организации являются:
1) унитарная (У-форма, или У-структура)
2) холдинговая (Х-форма, илиХ-структура)
3) мулътидивизионалъная (М-форма, или М-структура).
Подунитарной (У) формойпонимается традиционный тип организации фирмы по функциональному признаку. Она имеет несомненные преимущества перед линейной формой, но в целом уступает штабной, проектной, матричной, дивизиональной, сетевой и иным типам внутрифирменной организации бизнеса.
Унитарная структура.
Центр |
Функциональное подразделение N |
Функциональное подразделение 2 |
Функциональное подразделение 1 |
Исполнитель 1 |
Исполнитель 3 |
Исполнитель N |
Исполнитель N |
Исполнитель 4 |
Исполнитель 2 |
Властные отношения
Признаками унитарной структуры являются:
1) вертикальные линии власти;
2) функциональное деление на отделы. Характерно отделение собственности и управления.
Недостатки У-формы:
1) присущие централизованной компании слабые стороны могут стать опасными при возрастании объема административных задач, решаемых высшими менеджерами, а это не позволит им эффективно выполнять свои обязанности.
2) У-формы является помехой для диверсифицированного (расширенного произв-ва) роста.
Значит, необходимы организационные формы, применяемые фирмами, придерживающимися стратегии диверсификации.
Ø Опыт западной орг-ции производства показывает, что такими формами являются Х- и М-формы.
Фирма с холдинговой (X) формой - это компания, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других фирм с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль над соблюдением интересов больших корпораций или ускорять процесс диверсификации.
Ø При этом размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм; последние образуют пирамиду, на вершине которой расположена холдинговая компания. Общие отделы у подразделений фирмы-холдинга отсутствуют
Холдинговая структура.
Центр |
подразделение 1 |
подразделение N |
подразделение 2 |
Исполнитель 1 |
Исполнитель 3 |
Исполнитель N |
Исполнитель 4 |
Исполнитель 4 |
Исполнитель 2 |
Контроль финансовых результатов
По определению холдинг осуществляет функцию контроля, акции же являются средством реализации контрольной функции.
Цели создания холдингов следующие:
• консолидация налоговой политики. Между холдингом и его предприятиями заключается договор об отчислениях, вследствие чего прибыль или убытки предприятий переводятся непосредственно на холдинговую
компанию. Это позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты на
логов с оставшейся части прибыли;
• создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий под эгидой
холдинговой компании;
• проникновение через посредничество холдинговых компаний в производство и сбыт товаров;
• проведение единой политики и единого контроля над соблюдением общих интересов больших корпораций;
• ускорение процесса диверсификации и др.
Преимущества холдингов:
1) использование эффекта масштаба;
2) достижение большей, по сравнению с другими формами, эффективности в международном движении капитала;
3) выполнение роли буфера, ослабляющего воздействие государства на предприятия, и т.д.
К недостаткам можно отнести:
1) стремление к монополистическому либо олигополистическому поведению;
2) тенденцию к политизации, бюрократизации, злоупотреблению контрольно-управленческими функциями;
3) искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных;
4) невозможность достаточно четкого прослеживания перераспределения фондов между своими предприятиями;
5) отсутствие в таких странах, как Россия, квалифицированных управленческих кадров.
Мулътидтизионалъная (М) форма - это организационная структура, которая подразумевает создание полуавтономных производственных отделений (как правило, со статусом «центров прибыли»), сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку».
Мультидивизиональная структура.
Центр |
подразделение 1 |
подразделение N |
подразделение 2 |
Исполнитель 1 |
Исполнитель 3 |
Исполнитель N |
Исполнитель 4 |
Исполнитель 4 |
Исполнитель 2 |
Контроль стратегических решений и распределения прибыли
К основным причинам успеха М-формы относится освобождение «управляющих, ответственных за судьбу всей компании, от более рутинной операционной деятельности», предоставление им времени, информации и даже психологических условий «для занятия долгосрочным планированием и оценкой результатов функционирования фирмы».
Такие общие стратегические решения, как «распределение имеющихся и приобретение новых ресурсов», оказываются в М-форме «сосредоточенными в руках команды высших управляющих общего профиля». Генеральный менеджер, «избавившись от операционных обязанностей и необходимости выработки тактических решений», больше не стремится выражать интересы одного из подразделений организации.