Анализ выбранной стратегии
Прогноз финансовых результатов компании. Перспективы предприятия определяются жизненным циклом выпускаемой продукции, состоянием его основных средств, динамикой развития рынка, макроэкономическими факторами. Описав в процессе построения модели предполагаемую динамику экономических процессов, пользователь получит прогноз финансовых результатов предприятия.
Прогноз финансовых результатов подразделений. Изучая отчеты о прибыли и убытках каждого подразделения, подготовленные программой на основании построенного пользователем описания структуры компании можно ответить на вопросы о том, какие подразделения предприятия рентабельны, какова структура прибыли каждой бизнес – единицы.
Анализ прибыльности продукции. Одним из результатов моделирования деятельности предприятия являются финансовые отчеты о прибыльности каждого вида продукции, отражающие не только вклад каждого продукта в прибыль предприятия, но и структуру прибыли.
Определение минимального выпуска. До какой величины может снизиться объем продаж, чтобы предприятие оставалось рентабельным? Такое исследование можно провести методом What-If анализа, рассмотрев несколько сценариев, предусматривающих различные объемы продаж определенного вида продукции.
Выбор цены. С помощью модели можно провести анализ чувствительности показателей эффективности инвестиций к изменению цены на продукцию.
Предельные издержки. Какой уровень издержек данного вида является критическим для предприятия? На этот вопрос можно ответить в результате анализа чувствительности показателей эффективности к величине издержек, либо анализа ряда сценариев, различающихся по величине какого-либо вида издержек.
Точка безубыточности. Каким должен быть объем продаж, чтобы достичь окупаемости данного продукта? Система позволяет определить точку безубыточности для каждого продукта.
Оценка риска. Предприятие действует под влиянием ряда неопределенных факторов: инфляция, курс валюты, цены поставщиков и др. Насколько велик запас прочности? Система Project Expert позволяет провести анализ устойчивости модели предприятия при условии воздействия ряда факторов, заданных пользователем, как неопределенные данные. Такой анализ позволяет рассчитать меру риска, связанную с выбранным сценарием. В случаях, когда риск неоправданно высок, пользователь может предусмотреть дополнительные меры, снижающие воздействие факторов риска.
С помощью СППР Project Expert финансовый менеджер может получить следующие информационные продукты:
1) детальный финансовый план и потребность в денежных средствах на перспективу;
2) схему финансирования предприятия, оценку возможностей и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;
3) план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, наиболее эффективную стратегию маркетинга и производственную стратегию, обеспечивающую рациональное использование ресурсов (материальных, людских и финансовых);
4) серию сценариев развития предприятия для разных наборов значений факторов, способных влиять на финансовые результаты;
5) стандартные финансовые документы и основные показатели; текущий и перспективный анализ эффективности деятельности предприятия;
6) бизнес-план инвестиционного проекта, оформленный в соответствии с международными требованиями на русском и нескольких европейских языках.
2. Пакет Marketing Expert предназначен для проведения маркетингового анализа и имеет соответствующие инструменты.
Стратегическое планирование маркетинга начинается с аудита. Аудит маркетинга в свою очередь начинается с создания инструментальных средств программы Карты рынка, на которой располагаются структурные элементы компании (отделы, каналы сбыта), внешние сегменты рынка (территории, товарные группы, целевые группы потребителей, конкуренты) и мероприятия маркетинга, определенные для конкретных сегментов. Вводя Карту рынка, пользователь тем самым сегментирует рынок и определяет основные целевые группы потребителей, то есть совершает первый шаг в аудите маркетинга (рис. 1).
Объекты карты рынка соединяются между собой связями, создающими строгую древовидную структуру модели компании, оперирующей на нескольких рынках, имеющей разветвленную сбытовую сеть и проводящую определенные мероприятия для конкретных сегментов. На каждый узел (объект) дерева можно ввести информацию о продажах определенных товаров по определенным ценам и с определенными скидками, а также задать структуру и ввести информацию об издержках маркетинга (операционных и торгово-административных) именно для этого объекта. Это дает возможность проводить операционный финансовый расчет (доходы от продаж – издержки) для любого объекта Карты рынка, то есть проводить так называемый сегментный анализ прибыльности, являющийся одним из основных элементов аудита маркетинга. При этом результаты расчета на отдельных узлах дерева собираются и суммируются вверх по дереву до вершины, которой является сама компания.
После проведения сегментного анализа прибыльности пользователь получает значения дохода и прибыли по любому сегменту рынка, структурному подразделению компании или может оценить эффективность конкретных мероприятий . В результате пользователь получает возможность сравнительного анализа сегментов по этим критериям. Marketing Expert с помощью специальных диалогов дает возможность пользователю проводить многокритериальный сравнительный анализ объектов Карты рынка по 20 темам, в которые автоматически включаются данные по доходу и прибыли. Остальные критерии могут носить характер экспертных оценок и являются интегральными, то есть каждый критерий состоит в свою очередь из неограниченного числа подкритериев, входящими в линейную свертку с определенными весами. В результате такого многокритериального сравнительного анализа происходит оптимальное распределение ресурсов (бюджета) между сегментами рынка или структурными подразделениями компании.
Специальным видом экспертного сравнительного анализа является так называемый SWOT-анализ, в котором эксперт оценивает свою компанию и ближайших конкурентов по Ключевым Факторам Успеха, определяющим преимущества с точки зрения покупателя. Marketing Expert содержит специальный диалог для проведения SWOT- анализа и печати его результатов.
Рис. 1 - Пример карты рынка
Важным элементом аудита маркетинга является анализ портфеля продукции компании и сегментов рынка с помощью матричных моделей Portfolio-анализа. Результаты SWOT-анализа в совокупности с экспертной оценкой критерия привлекательности сегмента рынка позволяют построить матричную модель GEM, предназначенную для оценки конкурентоспособности и привлекательности на конкретных сегментах рынка. Также по вычисляемым темпам роста конкретных сегментов рынка и по относительной доле рынка программа позволяет построить матричную модель BCG, предназначенную, прежде всего, для оценки портфеля товаров компании. Marketing Expert содержит специальное окно для отображения этих матриц, настройки их параметров и их печати. Таким образом, Marketing Expert содержит необходимые инструментальные средства как для проведения стандартных процедур аудита маркетинга, так и некоторые специфические средства.