Инфраструктура информационного рынка

Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ, относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работах [1,9] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

· научно – техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

· объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

· услуги образования – все виды обучений;

· управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

· бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре, как отмечено авторами работы [9], отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

1) технический – вся аппаратно-техническая база информатики;

2) программный – все программные продукты информатики;

3) коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

· высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;

· услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

· домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, указанный в работе [6], который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Инфраструктура информационного рынка

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор – деловая информация; состоит из следующих частей:

· биржевая и финансовая информация – котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

· статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

· коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор – информация для специалистов; содержит следующие части:

· профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;

· научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

· доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор – потребительская информация; состоит из следующих частей:

· новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

· потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.;

· развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку кадров. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде. Это учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства; состоит из следующих частей:

· программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией (от профессионала до неопытного пользователя компьютера): системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.

· технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

· разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

· консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;

· подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

В работе [10] приведены функции информационного бизнеса:

· управление финансами и ведение учета;

· управление кадрами;

· материально-техническое снабжение;

· организация производства;

· маркетинговые исследования;

· лизинговые операции;

· консультационное обслуживание;

· страхование имущества и информации;

· организация службы информационной безопасности;

· сервисное обслуживание.