Тема 2. Финансовая система

РОССИЯ

В России в конце ХVШ – начале ХIХ века слово «финансы» впервые использовал Семён Десницкий (1740- 1789), профессор права Московского университета, в труде, который назывался «Об указании финанском». С. Десницкий обучался в Шотландии, слушал курс А. Смита.

Особенность развития финансовой науки в России состояла в том, в России на рубеже ХIХ—ХХ вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

Советская финансовая наука, сформировалась на работах дореволюционных юристов и экономистов:

ü Н. И. Тургенев (1789–1871), «Опыт теории налогов»,

ü Г. Сарториус «Начальные основания народного богатства и государственное хозяйство, следуя теории Адама Смита»

ü В. А. Лебедев (1833–1909) «Курс финансового права»

ü И. И. Янжул (1846–1914), «Финансовое право», «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах»

ü Х. А. Шлёцер (1774–1831) – первый преподаватель политэкономии в Московском госуниверситете «Начальные основания государственного хозяйства»

ü Е. Ф. Канкрин (1774–1845) – министр финансов, «Краткое обозрение российских финансов»

ü И. Я. Горлов (1814–1890), «Теория финансов»

ü К. Рау (1833–1909) «Основные начала финансовой науки»

ü И. Х. Озеров (1869–1942), «Основы финансовой науки. (университетский курс)»

До революции рассматривались:

ü финансы как государственное хозяйство;

ü государство как публично-правовой союз;

ü назначение финансов – удовлетворение коллективных потребностей;

ü способ формирования финансовых ресурсов – принудительные денежные сборы (налоги) с частных хозяйств.

Советская финансовая наука до начала 30-х гг. ХХ столетия поддерживала положения дореволюционной финансовой школы, которая считала, что финансы организуются исключительно государством.

В период господства социалистической системы хозяйствования финансы определялись как денежные ресурсы, сосредоточенные в распоряжении советского государства для осуществления его функций по хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной работе, обеспечению обороноспособности страны и защиты социалистической собственности. Понятие «финансы» и «государственные финансы» были тождественными. Советский экономист Василий Петрович Дьяченко впервые стал рассматривать финансы как экономическую категорию. В СССР Труды В.П. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940).

В развитии современной финансовой науки можно выделить два направления: классическое и неоклассическое.

Классическая теория финансов делает основной акцент на исследовании финансовой деятельности государства, как субъекта, перераспределяющего денежные ресурсы на макро-уровне. В результате этого происходит формирование, поддержание или изменение экономических внутрихозяйственных, внутриотраслевых, межотраслевых, территориальных и межтерриториальных пропорций и пропорций между сферами общественного производства. В основе классической теории финансов лежит распределительная концепция.

Неоклассическая теория финансов исходит из того, что основным системообразующим субъектом рыночной экономики является коммерческая организация (фирма), поэтому в рамках этого направления изучаются закономерности и механизмы привлечения и использования ресурсов. Особое внимание уделяется финансовому рынку, на котором ресурсы обращаются и способам оформления отношений, возникающих в ходе привлечения и использования денежных ресурсов.

Традиционно с середины ХIХ века в России изучались и развивались положения классической теории, однако в связи с развитием рыночных отношений возникла необходимость в изучении неоклассической теории.

С точки зрения классической теории финансов финансыотражают экономические отношения, возникающие в процессе создания и использования фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства. Иначе можно сказать, что финансы - это экономическая категория, выражающая систему отношений, возникающих в процессе производства материальных и нематериальных благ по поводу формирования и использования фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства. (Экономическая категория – это абстракция, выражающая реально существующие экономические отношения, отражает уровень знаний о них). Эти отношения возникают между:

ü государством и субъектами предпринимательской деятельности;

ü государством и гражданами;

ü внутри предприятий;

ü предприятиями и другими субъектами предпринимательской деятельности;

ü предприятиями и гражданами.

Но главное, эти отношения связаны с перераспределением ВВП, национального дохода (НД), национального богатства (НБ). К финансовым отношениям не относятся те денежные отношения, которые обслуживают обмен.

Однако в экономической литературе нет единого мнения по поводу того, включают ли финансы кредитные отношения, или последние самостоятельный вид экономических отношений.

С правовой точки зрения финансовое право отражает нормы, регулирующие общественные отношения возникающие при осуществлении финансовой деятельности. При этом одной из сторон финансовых отношений выступает государство или его орган. Финансовые правоотношения возникают только по поводу денежных средств. Не возникают финансовые правоотношения между:

ü гражданами;

ü юридическими лицами, основанными на частной собственности;

ü гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

С материальной точки зрения финансы представлены централизованными и децентрализованными денежными фондами. Точнее было бы говорить: «целевые денежные фонды», а не «финансы». К централизованным фондам относят бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне. Децентрализованные фонды формируются у субъектов хозяйствования и используются для расширения производства, оказания услуг, страхования, а также и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Финансы как часть экономических отношений взаимодействуют с различными экономическими категориями. Для определения границ финансовых отношений можно выделить отличительные признаки, отражающие их специфику:

1. Финансы существуют в денежной форме и обнаруживают себя перемещением денежных средств между субъектами хозяйства, пользователями денежных средств или перемещением денежных средств в те или иные денежные фонды. Поэтому неправомерно сводить финансы к денежным отношениям, так как финансы и деньги отличаются как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Финансы в отличие от денег являются инструментом распределения и перераспределения ВВП и национального дохода. Денежные средства — это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений.

2. Финансы возникают на стадии распределения. Существует две основные формы движения денежных средств: обмен и распределение. Обмен характеризуется эквивалентной заменой денежной формы на товарную. При распределении происходит движение или денежных средств или товаров в целях обеспечения воспроизводственного процесса. Финансы связаны не с любыми формами движения денежных средств, а именно с распределением, в процессе которого формируются целевые денежные фонды. Денежные фонды — это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

3. Источником финансов являются валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), национальное богатство (НБ).

4. Финансы характеризуются однонаправленным, безвозмездным перемещением денежных средств. Поскольку финансы возникают на стадии распределения, они связаны с распределительным процессом, осуществляемым на безэквивалентной, безвозвратной основе.

5. Финансы носят целевой, фондовый характер. В результате движения денежных средств образуются денежные фонды целевого назначения. Денежные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.Централизованные денежные фонды — фонды, формируемые и используемые государством на федеральном, субфедеральном уровнях, местными органами самоуправления (бюджет, внебюджетные фонды). Децентрализованные денежные фонды — фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств.

6. Финансовые отношения регламентируются государством через законы и нормативно-правовые акты. Финансовые отношения реализуются через финансовую политику.

В первой трети ХХ в. сместились акценты с изучения государственных финансов (финансов публичных союзов) на исследование денежных потоков организаций (предприятий).

С точки зрения неоклассической теории финансов нет единого определения финансов. Под финансами понимают:

ü научную дисциплину, изучающую вопросы распределения недостаточных денежных средств во времени и в условиях неопределенности, которая включает теорию оптимизации использования денег; теорию оценки стоимости активов; теорию управления рисками (З. Боди, Р. Мертон). (Мы будем придерживаться этой точки зрения);

ü специализированную прикладную функцию административного управления, состоящая в управлении денежными потоками организации» (В. Вяткин, Дж. Хэмптон, А. Казак.);

ü отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

Следует согласиться с точкой зрения В.В. Ковалева, который пишет: «В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Акцент в рамках этой теории делается прежде всего на обобщение, объяснение, прогнозирование и формирование тенденций в управлении финансами коммерческой организации (фирмы) как основного системообразующего элемента рыночной экономики. В приложении к финансам фирмы упомянутая триада поддается весьма простой и наглядной интерпретации:

ресурсы — это то, что обращается на финансовом рынке;

договорные отношения — это то, что оформляет, легитимизирует, делает общепризнанным движение ресурсных потоков при осуществлении или намерении осуществить операции мобилизации и инвестирования;

рынок — это место и механизм, с помощью которых организуются и систематизируются, упрощаются и унифицируются процедуры оформления отношений и движения ресурсов

С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базируется на четырех исходных тезисах (посылах):

– •экономическая мощь государства, а значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

– •финансы предпринимательского сектора составляют ядро финансовой системы страны;

– •вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора целесообразно минимизируется;

– •из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

– •интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран и рынков капитала является стремление к интеграции».

Отличительные признаки финансов. При изучении финансов в рамках данной дисциплины мы будем рассматривать особенности и КТФ и НКТФ. Несмотря на некоторые отличия в подходах, финансы обладают одинаковыми свойствами, характеристиками.

Финансы необходимо рассматривать с 3х точек зрения:

ü с экономической

ü с правовой

ü с количественной( материальной)

С экономической точки зрения финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

· финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;

· финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;

· финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) ;

· финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы) .

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают как результат определенных хозяйственных и финансовых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в денежной форме; представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств экономического субъекта и опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения. (Ковалёв В.В.)

Финансовые отношения макро-уровня

Финансовые отношения микроуровня принято подразделять на внутренние и внешние:

к внутренним отношениям относятся финансовые отношения организации (предприятия) с собственниками, структурными подразделениями, работниками.

к внешним относятся финансовые отношения с контрагентами, государством, банками, страховыми организациями и т.д.

Финансы – объективное понятие, неотъемлемый элемент общественного воспроизводства. В товарном производстве денежная форма распределения и перераспределения дает возможность приспособить, трансформировать пропорции производства нуждам потребления. До появления денег в товарном производстве производится продукт труда и он обменивается на другой. Товарная форма не позволяет перераспределять в нужной пропорции, а денежная форма – позволяет. Распределение и перераспределение при помощи финансов – объективная категория. Таким образом, до появления денег распределение и перераспределение в товарной форме не позволяет:

· поддерживать существующие пропорции между производством и потреблением внутри производства;

· это возможно только с использованием денежной формы распределения и перераспределения.

Т.е. причиной появления и использования финансов являются развитие потребностей общественного воспроизводства.

С точки зрения классической теории государственных финансов:

1. финансы – это всегда денежные отношения

2. финансы возникают на стадии распределения, включая перераспределение;

3. финансы дают о себе знать однонаправленным движением денежных средств, т.е. финансы двигаются только в одну сторону; это движение носит безэквивалентный безвозмездный характер;

4. целевой фондовый характер, т.е. в результате движения денежных средств либо образуются, либо используются уже созданные денежные фонды. Различают фонды централизованные и децентрализованные;

Финансовые фонды имеют следующие черты:

Ø Это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств, что позволяет концентрировать финансовые ресурсы

Ø В результате этого фонд начинает функционировать самостоятельно и имеет нормативно-правовое обеспечение

Ø Всегда есть цель для использования этого фонда

5. финансы носят императивный характер, т.е. правила формирования финансов в обществе и их использование определяет государство;

6. финансы реализуются через финансовую политику. Финансовые решения не всегда принимаются исходя из экономической целесообразности, а иногда – из политической целесообразности.

Источник финансов — ВВП, НД и частично НБ.

ü с правовой точки зрения

С правовой точки зрения финансы имеют правовую форму либо закона, либо нормативного акта соответствующих органов власти. Например, правовая форма государственного бюджета – федеральный закон «О федеральном бюджете»; закон Омской области «Об областном бюджете Омской области», решение Городского совета «О бюджете г. Омска».

ü с материальной (количественной) точки зрения

С материальной точки зрения финансы всегда имеют количественную оценку.

Например, федеральный бюджет 2007 г. .

Доходы бюджета - 6 трлн. 965,3 млрд. рублей (22,3% ВВП). Расходная часть - 5 трлн. 463,5 млрд. рублей (17,5% ВВП). Профицит - 1,5 трлн. рублей (4,8% ВВП).

С точки зрения неоклассической теории частных финансов:

1. финансы – это всегда денежные отношения

2. финансы возникают на стадии распределения и обмена

3. движение финансов может быть сложным. К финансовым часто относят кредитные отношения,

4. финансы обладают целевым характером

Финансовые отношения и финансовые ресурсы в классической и неоклассической теории финансов.

В классической теории финансы рассматриваются как экономические отношения по поводу распределения ВВП – это абстракция.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

Слово «ресурсы» трактуется различно. В России было введено при составлении первого пятилетнего плана. Ресурс - запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Финансовые ресурсы имеют только денежную форму.

Деятельность по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов и контроль за ними на макро- и микроуровнях называется финансовой деятельностью.

Необходимо отличать

Ø источники финансовых ресурсов - ВВП, часть НБ и поступления от внешнеэкономической деятельности – для государства, выручка; доходы от продажи ценных бумаг; бюджетные средства – для организаций;

виды финансовых ресурсов Например, на макроуровне финансовые ресурсы - это:

· налоги;

· неналоговые доходы;

· безвозмездно полученные средства.

на микроуровне основные виды финансовых ресурсов – это:

· прибыль;

амортизационные отчисления Также к финансовым ресурсам относятся:

· средства страхования (на микро- и макроуровне);

· денежные доходы и сбережения населения (на микро- и макроуровне).

Финансовые ресурсы перемещаются в форме денежных потоков, поэтому финансы - не только денежные фонды, но финансовые потоки.

В неоклассической теории.

Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера

Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования; через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке как правило в документарной форме.

Финансовое право и финансовые правоотношения.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Юристы рассматривают финансовые отношения уже, чем экономисты. Одним из субъектов финансовых правоотношений всегда является государство или его органы. Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

в) всегда возникают по поводу денег -денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

При этом финансовые правоотношения не возникают:

между гражданами;

между юридическими лицами, основанными на частной собственности;

между гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в данный период времени.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их императивный (повелительный) характер.

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Финансовые показатели.

Финансовый показатель – это экономические показатели,величины или характеристики, показывающие состояние финансов. Исследование их динамики помогает обнаружить тенденции развития финансов и экономики, предсказать их изменения в будущем.

Индикатор - символическое отображение информации о процессах, происходящих в предмете управления.

Финансовые показатели тесно переплетаются с экономическими показателями.

Важное значение среди показателей имеют

· макрофинансовые;

· ценовые;

· отражающие процессы и состояние финансовых рынков

· микрофинансовые показатели

Макрофинансовые показатели и индикаторы:

ü уровень монетизации экономики;

ü индикатор объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике;

ü уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами;

ü критерий достаточности золотовалютных резервов;

ü индикатор минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов;

ü уровень нелегального оттока капиталов;

ü критический уровень изменения реальной процентной ставки, как по кредитным ресурсам, так и по депозитам;

ü рентабельность экономики (ключевых отраслей).

Показатели и индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций в экономике:

ü соотношение инвестиций и сбережений в экономике;

ü структура сбережений в национальной и иностранной валюте;

ü недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.

Показатели и индикаторы банковской деятельности:

ü отношение совокупных активов банковской системы к ВВП;

ü средние сроки привлечения и размещения средств — кредитов и депозитов;

ü временная структура кредитов и депозитов;

ü отношение иностранной совокупной банковской позиции к совокупному собственному капиталу банковской системы;

ü динамика доли активов банковского сектора в ВВП по отношению к уровню монетизации экономики;

ü доля кредитного портфеля в активах;

ü рентабельность собственного капитала;

ü рентабельность активов;

ü уровень концентрации банковской системы;

ü зависимость банков от межбанковского кредитования.

Показатели и индикаторы, отражающие процессы и состояние на финансовых рынках:

ü изменение фондового индекса;

ü объем рынка производных финансовых инструментов по отношению к объему рынка первичных финансовых инструментов;

ü доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом;

ü темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП;

ü доходность государственных ценных бумаг по отношению к темпам прироста ВВП;

ü соотношение темпов роста курса доллара в рублях и темпов роста индекса РТС.

Ценовые индикаторы:

ü уровень инфляции;

ü динамика цен на различные группы товаров и услуг.

Микропоказатели:

ü доход

ü прибыль

ü кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.

Функции в классической и неоклассической теории финансов.

В рамках классического направления в Российской Федерации сложились две основные научные школы финансов:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная функция, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства в результате чего создаются доходы различных субъектов, участвующих в распределении.

Различают первичное распределение и перераспределение: то есть финансы участвуют в первичном распределении и последующем перераспределении совокупного общественного продукта. Финансовое распределение охватывает разные уровни экономики (макро уровень, микроуровень), является сложным многоступенчатым, порождая различные виды распределения и регулирования :

Ø внутрихозяйственное (сохраняется или меняется воспроизводственная структура производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между потреблением и накоплением путем направления денежных средств в целевые фонды)

Ø внутриотраслевое (между предприятиями одной отрасли за счет отчислений в государственный централизованный фонд и внебюджетные фонды, от государства получают на конкурсной основе финансовые ресурсы)-

Ø межотраслевое, (предприятия ищут более выгодные зоны для приложения финансовых ресурсов, государство использует бюджет)

Ø территориальное и межтерриториальное (государственные и муниципальные финансы через систему финансовой помощи, финансирования инвестиционных проектов)

Ø между сферами общественного производства (изменяются темпы роста отдельных сфер в соответствии с потребностями общества)

Ø между социальными группами

Финансовое распределение на макро уровне и микро уровне имеет свои особенности, представление о которых дается в курсах «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент».

2. контрольная функция, так как финансы – это целевые денежные фонды, то за их образованием и исполнением нужен контроль. Распределение и перераспределение подразумевает установление определенных пропорций, которых либо нужно достичь, либо поддерживать, а затем оценить степень достижения поставленной цели. Количественная (материальная сторона) финансов позволяет это сделать.

Перед финансовым контролем стоят следующие группы задач:

1. обеспечить соблюдение действующего законодательства в области финансов;

2. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств субъектов перед бюджетом;

3. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств между хозяйствующими субъектами;

4. обеспечить правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

5. оценить экономическую эффективность финансовой деятельности и ее целесообразность.

Санкт-Петербургская научная школасчитает, что финансам присущи функции:

ü распределительная и перераспределительная;

ü образования денежных фондов;

ü использования денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которые используют финансы.

Ряд ученых предлагает рассматривать дополнительные функции финансов:

· регулирующую (сознательное выравнивание (изменение) экономических пропорций);

· стимулирующую;

· стабилизирующую.

Неоклассическая теория выделяет функции финансовой системы - удовлетворение потребностей людей в пище, одежде.

Функции государственных финансов

ü перераспределительная (перераспределение дохода и богатства – социальная корректировка рыночной системы);

ü аллокационная функция (корректировка размещения экономических ресурсов между разными отраслями, регионами);

ü стабилизирующая пропорции экономики.

 

Рассмотрев характеристику финансов, перейдём к сравнению финансов и денег, финансов и кредита. Такое сравнение уместно в рамках классического направления.

Деньги и финансы

Деньги возникли на стадии обмена и являются всеобщим эквивалентом.

У денег и финансов единая денежная форма.

Функции денег и функции финансов различны, в то же самое время деньги могут обращаться в финансы (из стадии обмена в стадию распределения), а финансы – это всегда деньги. (Студенту необходимо самостоятельно вспомнить функции денег.)

Кредит и финансы

Кредит – это форма движения ссудного капитала, или это экономические отношения, возникшие между кредитором и заемщиком по поводу средств, отданных в ссуду.

В теории и практике используются термины: кредит, ссуда и заем.

Кредит предполагает перераспределение временно высвободившихся денежных средств, т.е. кредит всегда является категорией перераспределения, которое происходит на основе принципов:

· срочности (на определенный срок);

· возвратности (должен быть возвращен);

· платности (не безвозмездно и предоставляется за ссудный процент);

· обеспеченности.

Кредит выполняет следующие функции:

1. перераспределение;

2. замещение действующих денег кредитными операциями;

3. экономия издержек обращения через ускорение оборачиваемости капитала;

4. ускорение концентрации капитала;

5. обслуживание товарооборота;

6. ускоряет научно-технического прогресса

Сравним кредит и финансы:

· кредит может существовать в товарной и денежной форме, а финансы – только в денежной;

· финансы возникают на стадии распределения, кредит – на стадии распределения и перераспределения;

· финансы – однонаправленное движение денежных средств, а кредит – движение от кредитора к заемщику и обратно;

· финансы – безвозмездные отношения, а кредит – возмездные, платные отношения, но существуют беспроцентные кредиты и безвозмездные ссуды;

· финансы носят целевой характер и кредит носит целевой характер, хотя бы для заемщика;

· кредит не всегда жестко регламентируется государством (императивность присуща только государственному кредиту) – кредит не регламентирован на микроуровне;

· кредит на микроуровне не связан с финансовой политикой.

 

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений.

При этом следует различать финансовые ресурсы макро и микро уровня, а также специфические способы их формирования на разных уровнях.

Государство, органы местного самоуправления формируют и используют финансовые ресурсы в основном через денежные фонды специального целевого назначения

Финансовые ресурсы государства можно подразделить на ресурсы, получаемые в ходе первичного распределения (косвенные налоги), получаемые в ходе перераспределения (прямые налоги, безвозмездные поступления, кредиты), в ходе использования и реализации государственной собственности.

На предприятиях ( организациях) и в домохозяйствах возможны как фондовая, так и нефондовая форма использования финансовых ресурсов. Формирование источников денежных средств, необходимых для финансирования деятельности компании называется финансовым обеспечением.

Различают следующие виды финансовых ресурсов микроуровня:

 

Состав финансового обеспечения предприятия

 

Форма финансового обеспечения Источники финансовых ресурсов
Собственные средства предприятия -Поступления от учредителей при формировании уставного капитала -Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия от всех видов деятельности -Амортизационные отчисления -Резервы, накопленные предприятием -Добавочный капитал, создаваемый за счет переоценки стоимости имущества предприятия -Фонды, накопленные предприятием для целей потребления и развития
Заемные средства предприятия -Долгосрочный кредит банка -Краткосрочный кредит банка -Коммерческий кредит -Кредиты разных видов из других источников (например, средства работников и т.п.) -Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте -Средства, полученные от размещения векселей -Лизинг -Факторинг
Привлеченные средства -Дополнительные взносы средств в уставный капитал -Средства, полученные в порядке перераспределения -Средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности -Средства от эмиссии долговых ценных бумаг -Паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц -Страховое возмещение, полученное при наступлении страхового события -Поступления платежей по франчайзингу, аренде и т.д.
Бюджетное финансирование предприятий -Бюджетные инвестиции -Бюджетный кредит -Государственные гарантии -Инвестиционный налоговый кредит
Особые формы финансирования -Венчурное финансирование -Проектное финансирование
Привлечение иностранного капитала -Получение кредитов от зарубежных банков -Выпуск за рубежом долговых ценных бумаг -Размещение акций на международных фондовых рынках

 

 

Существует несколько методов их распределения и перераспределения. К основным методам относят:

1. финансовый (бюджетный) метод – здесь распределение происходит однонаправленным целенаправленным безвозмездным движением денежных средств;

2. кредитный;

3. при помощи рынка ценных бумаг;

4. страховой – предполагает, что перераспределение осуществляется путем уплаты страховых взносов, которые возвращаются в ином объеме при наступлении страхового случая.

Таким образом, в классической теории финансов:

ü основной предмет – государственные финансы (доходы и расходы государства);

ü акцент делается на сфере распределения;

ü существуют принципиальные отличия между деньгами, финансами и кредитом.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

В неоклассической теории финансовфинансы рассматриваются как отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

ü основной предмет – финансы корпораций;

ü акцент делается на сфере распределения и обмена;

ü отличия между деньгами, финансами и кредитом размыты.

Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера. Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования и через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме.


(классическая теория финансов - КТФ)

Система - это форма

организации чего-нибудь

С.И. Ожегов

 

Система финансов РФ (экономический аспект). Сферы, звенья, уровни системы финансов и ее элементы.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Необходимость выделения отдельных элементов вызвана тем, что они играют различную роль в экономике, используют различные принципы, методы образования и использования денежных фондов. Система финансов – понятие не однозначное, в классической и неоклассической теории имеет разное значение, в отечественной и зарубежной нет единого мнения, относительно понятия финансовой системы и ее основных элементов. При этом одни авторы пытаются свести все элементы в единую финансовую систему, другие разделяют ее экономическую и организационную (институциональную) составляющие.

Разница во взглядах ученых зависит от:

• общей экономической платформы;

• сферы общественного воспроизводства, которая берётся за основу при исследовании финансов;

• того, какой субъект финансов рассматривается как главный ( государство или предприятие);

• субъективных факторов.

В литературе используют два словосочетания: «финансовая система» и «система финансов». Иногда термины используются как синонимы, иногда им придаются разные значения.

Исторически первым стал использоваться термин «финансовая система».

В рамках классической теории финансов чаще всего финансовая система определялась как взаимосвязь экономических отношений и финансовых институтов (учреждений, рынков. отношений). Поэтому точки зрения на состав финансовой системы были многообразны и, не структурированы.

В большинстве учебников и учебных пособий считается, что финансовая система СССР включала следующие элементы:

ü государственный бюджет;

ü государственный кредит;

ü финансы предприятий;

ü финансы отраслей народного хозяйства;;

ü страхование.

Финансовая система СССР была основана на господствующей государственной собственности, принципе жесткого централизованного планирования. С переходом к рыночным отношениям некоторые элементы изменили свое значение, претерпели существенную трансформацию, часть - перестала существовать.

Государственный бюджет СССР был единым, он состоял из:

ü союзного бюджета (55% средств);

ü бюджетов союзных республик (45%).

В доходной части бюджета основным видом доходов был налог с оборота (треть дохода). Другая значительная часть – платежи государственных предприятий (30%) – эти платежи не являлись налогами.

Доходы с физических лиц не играли значительной роли.

В доходную часть бюджета включались средства государственного страхования (в 80-е гг. это 5% от доходной части бюджета) и вклады населения, которые хранились в трудовых сберкассах, также кредиты и займы.

Полная структура государственного бюджета была засекреченной.

Расходы бюджета:

народное хозяйство – 55%;

социальная сфера – 34%;

государственное управление – 1%;

национальная оборона – 5,8%.

Профицит составлял 3%.

Финансы отраслей народного хозяйства.

Все предприятия были объединены по линии министерств, и соответственно, из прибыли отчисляли определенный процент в министерский фонд, за счет которого осуществлялось материально-техническое снабжение.

Финансы предприятий.

Практически все предприятия находились в государственной собственности, поэтому распределение выручки и прибыли осуществлялось по обязательным одинаковым правилам, установленных государством. Предприятия не платили налоги, а платили определенные обязательные платежи, установленные в проценте к прибыли. По нормативам образовывали фонды экономического стимулирования из прибыли, а остаток прибыли вносился в бюджет (в 80-х гг. ).

Таким образом, одним из источников формирования бюджета являлся фонд остаточной прибыли.

Также была и колхознокооперативная собственность.

Страхование.

В СССР существовала монополия на страховое дело.

В страховании существовало 2 государственные компании: Госстрах и Ингосстрах – компании, которые аккумулировали средства по добровольному и обязательному страхованию, и эти средства шли в качестве дохода в бюджет.

Сегодня страхование разбилось на две части:

внебюджетные фонды (общегосударственного значения) федерального уровня;

финансы страховых организаций.

Государственный кредит.

Государственный кредит широко использовался во внешнеэкономической деятельности государства. СССР получал кредиты от развитых капиталистических стран и иностранных юридических лиц. СССР выдавал кредит в страны, находящиеся на социалистическом этапе развития (т.е. кредит выдавался по политическому признаку).

Также государственный кредит использовался и на внутреннем рынке.

Государство выдавало кредиты предприятиям через систему государственных банков (это были регламентированные плановые кредиты).

Государство занимало денежные средства у населения путем выпуска ценных бумаг, но они часто носили принудительный характер (выдавали зарплату ценными бумагами).

В связи с перестройкой экономической системы, развитием рыночных отношений старая финансовая система стала меняться.

Факторы, под влиянием которых происходят изменения:

ü изменения в отношениях собственности (появились частная, государственная и муниципальная собственность);

ü признание роли денег;

ü изменение типа государственного устройства – появились 3 ветви власти:

ü законодательная (представительная);

ü исполнительная;

ü судебная.

ü появление новых видов доходов у предприятий и населения, и изменение денежных потоков;

ü учет международного опыта (появление внебюджетных фондов):

пенсионный фонд;

фонд обязательного медицинского страхования;

фонд социального страхования.

В большинстве учебников система финансов представлена:

общегосударственными финансами;

внебюджетными финансами;

государственным кредитом;

страхованием;

финансами хозяйствующих субъектов.

Эта точка зрения является переходной, она объединяет представления о финансовой системе СССР и представления о новых элементах системы финансов РФ.

На рубеже 20 и 21 вв. представитель санкт-петербургской научной школы финансов М.В. Романовский предложил для простоты восприятия разграничить систему финансов как совокупность финансовых отношений и финансовую систему как взаимосвязь финансовых институтов, иначе: экономический (объектный) аспект представлен совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП между государством, организациями и домохозяйствами (системой финансов), а организационный (субъектный) аспект - совокупностью субъектов, управляющих финансами. Мы будем придерживаться этой точки зрения.

Система финансов – понятие историческое, рассмотрим систему финансов современной Российской Федерации.

Рассмотрим систему финансов. Она включает в себя основные (укрупненные) подсистемы (государственные финансы;муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств), объединённые в 2 сферы:

Система финансов РФ включает 2 сферы, а в сферах принято выделять звенья:

Сферы:

1) централизованные (публичные) финансы или государственные и муниципальные финансы

звено –государственные финансы

звено - муниципальные финансы;

2) децентрализованные финансы

звено финансы предприятий, организаций, учреждений;

звено - финансы домохозяйств.

Сферы и звенья отличаются формами и методами образования и использования финансовых ресурсов, каждая имеет свое функциональное назначение ( цели и задачи) , финансовый механизм. Каждая сфера системы финансов относительно самостоятельна и имеет свои собственные задачи. В то же время все элементы финансовой системы находятся во взаимной связи. Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы финансов системы называется структурой финансовой системы.

Рассмотрим систему финансов Российской Федерации подробнее.

Государственные и муниципальные финансы.

В государственных и муниципальных финансах выделяют 3 уровня:

ü федеральный;

ü субъектов РФ;

ü муниципальный.

Федеральный + субъектов РФ = государственный уровень (государственные финансы).

На каждом уровне существуют свои элементы.

На федеральном:

ü федеральный бюджет;

ü государственные внебюджетные фонды.

ü государственный кредит на федеральном уровне.

На уровне субъектов РФ:

ü бюджеты субъектов РФ;

ü внебюджетные территориальные фонды субъектов РФ.

ü государственный кредит субъектов РФ.

На муниципальном уровне:

ü местный бюджет;

ü муниципальный кредит.

 

Государственные и муниципальные финансы
Государственные финансы Муниципальные финансы
Федеральный бюджет Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) Местные бюджеты
Государственные внебюджетные фонды Территориальные внебюджетные фонды  
Государственный (федеральный) кредит Государственный (субъектов РФ) кредит Муниципальный кредит

 

Бюджет, его признаки, функции. Классификация бюджетов.

Совокупность бюджетов всех уровней составляет бюджетную систему страны

Впервые слово бюджет стало использоваться в 17 веке. После революции 1686-1689 гг. английский король отказался от права устанавливать налоги без согласия парламента. Все расходы Англии были разделены на военные и цивильные (гражданские). Последние – предусматривали содержание короля и королевского двора. Законопроект о цивильных расходах хранился в особом мешке, на котором сидел министр финансов. Под бюджетом понимают план расходов и доходов государства, имеющий силу закона.

В современной экономической литературе бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Признаки бюджета –

Ø денежная форма;

Ø плановый характер;

Ø императивность, т.е. жесткая регламентация со стороны государства.

Ø это - политический документ

Функции бюджета вытекают из функций финансов:

• перераспределительная функция (признают все авторы). Роль государственного бюджета заключается в том, что в результате функционирования государственного бюджета образуются доходы непроизводственной сферы, осуществляется финансовая помощь регионам, финансируются малорентабельные, но жизненно необходимые (сельское хозяйство) отрасли народного хозяйства, осуществляется социальная поддержка населения.

• контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

Бюджет может рассматриваться в трех аспектах:

ü с экономической точки зрения бюджет - это система экономических отношений по поводу образования и использования централизованных денежных фондов разного уровня в целях обеспечения функций государства и местного самоуправления, финансирования широкого круга общественных потребностей. Такие отношения называются бюджетными;

с правовой точки зрения бюджет представляет финансовый план государства (муниципального образования), имеющий силу закона (решения представительных органов местного самоуправления). В ст. 11 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что правовой формой федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов является федеральный закон, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законы субъектов РФ, местных бюджетов - правовые акты представительных органов местного самоуправления. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом;

ü с материальной точки зрения бюджет - это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, имеющий свои количественные характеристики.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

ü федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

ü бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

ü местные бюджеты, в том числе:

ü бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. (В Российской Федерации, городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района. Это – город областного, краевого, республиканского или окружного значения. Например в Омской области городским округом является город Омск. Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

ü бюджеты городских поселений (районного значения) и сельских поселений.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый двухлетний период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ.

По значимости выделяют бюджеты:

ü обычные (обыкновенные) – принимаются и исполняются ежегодно;

ü чрезвычайные (когда вводится чрезвычайное положение на территории).

С точки зрения взаимосвязей выделяют бюджеты:

ü собственные – бюджеты территории, которые принимаются и исполняются;

ü консолидированные - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. (Сегодня термин «государственный бюджет» не применяется, так как существует понятие «консолидированного бюджета», который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 83 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Бюджет субъекта РФ и консолидированные местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Сельские бюджеты нескольких муниципальных образований, имеющих общий бюджет, бюджеты поселков, городские бюджеты городов районного значения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет муниципального район.

Совокупность федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов образует бюджет расширенного правительства.

Основные характеристики бюджетов – это основные количественные показатели.

Основными характеристиками федерального бюджета являются:

ü прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

ü общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

ü дефицит (профицит) федерального бюджета.

Аналогичные основные характеристики имеют бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Рассмотрим основные характеристики бюджетов более подробно.

Длясоставления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется Бюджетная классификацияРоссийской Федерации - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов в РФ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Доходы бюджетов, их состав.

Доходы – денежные средства, поступающие в бюджет в

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Т.е. доходы бюджета – это часть поступлений, другую часть поступлений составляют кредиты, займы, не являющиеся доходами. Доходная часть бюджета должна формироваться на основе следующих принципов: денежной формы поступлений в бюджет; регулярности и полноты поступления средств в бюджет; равенства условий налогообложения; стабильности, устойчивости налоговой системы.

С точки зрения бюджетной классификации доходы бюджетов подразделяются на две группы:

ü Доходы (налоговые и неналоговые);

ü Безвозмездные поступления.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

ü классификацию доходов бюджетов;

ü классификацию расходов бюджетов;

ü классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

ü классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

По экономическому содержанию доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Основными являются налоговые доходы. Налоговые доходы бюджетов - это доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.