СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И РАЦИОНАЛЬНЫМ РАСХОДОВАНИЕМ

Тема 14. Организация финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений

План лекции:

 

  1. Специфика осуществления финансового контроля в бюджетных учреждения.
  2. Характеристика видов финансового контроля в бюджетных учреждениях, формы и методы его проведения.
  3. Контрольные службы законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их функции в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений бюджетной сферы.
  4. Задачи и порядок проведения контрольной работы за использованием средств бюджетными учреждениями Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
  5. Особенности организации контрольно-экономической работы за составлением и исполнением бюджетных смет финансовыми органами.
  1. Специфика осуществления финансового контроля в бюджетных учреждения. Ревизия.

 

Ревизия (проверка) бюджетных учреждений осуществляется согласно программе ревизии (проверки), разрабатываемой с учетом требований соответствующих нормативных актов, юридическая сила которых распространяется на контрольный орган, проводящий проверку. Например, контрольные мероприятия, осуществляемые центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами, направлены на проверку соблюдения законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Работники Росфиннадзора, разрабатывая программу ревизии (проверки), руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент).

Что касается проверки соблюдения бюджетными учреждениями законодательства при использовании средств бюджетов субъектов РФ и местных органов власти, то это прерогатива совсем иных контрольных органов. Так, контроль в финансово-бюджетной сфере за исполнением бюджета г. Нижнего Новгорода, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, осуществляет контрольно-ревизионное управление администрации этого города. Программу проверки данное управление разрабатывает, опираясь на Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионным управлением администрации города Нижнего Новгорода, утвержденную Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 12.04.2006 N 1045 (далее - Инструкция N 1045).

Анализ нормативных документов, регламентирующих вопросы составления контрольными органами программы ревизии (проверки), показал, что содержащаяся в них информация носит обобщенный характер. В частности, из п. 57-61 Административного регламента следует, что составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке). Сама программа ревизии, которая при необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку), должна содержать:

- тему ревизии (проверки);

- наименование проверяемой организации;

- перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

Программа ревизии (проверки) подписывается руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (его территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовывается заместителем руководителя Росфиннадзора (его территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).

Аналогичную информацию, за исключением названия контрольного органа, проводящего проверку, содержат п. 3.5, 3.6 Инструкции N 1045 и иные подобные документы других субъектов РФ и местных органов власти (Инструкция по организации, проведению и оформлению результатов контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия, утвержденная Приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия от 02.10.2007 N 96; Положение о порядке проведения ревизий и проверок финансового управления г. Пензы, утвержденное Постановлением главы администрации г. Пензы от 22.12.2005 N 1675; Порядок проведения ревизий и проверок департамента финансов Ярославской области, утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 652-п, и др.).

Российская Федерация состоит из многочисленных субъектов и местных образований, в каждом из которых имеются свои нормативные документы, используемые контрольными органами при формировании программы ревизии (проверки). Если ведомственный нормативный акт содержит примерную форму программы ревизии (проверки) и перечень основных вопросов проверки, то контрольным органам, безусловно, следует им руководствоваться, если же подобной информации нормативный документ не содержит, то предлагаем воспользоваться примерной формой программы ревизии и перечнем основных вопросов проверки, которые приведены ниже.

 

Утверждаю

Начальник

контрольно-ревизионного

управления

_________________________

"____" ___________ 200__г.

 

Программа ревизии (проверки)

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(название ревизии (проверки), проверяемый период деятельности, наименование

министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации)

 

1. Основание для проведения ревизии (проверки) ______________________________________

2. Цель ревизии (проверки) __________________________________________________________

3. Предмет ревизии (проверки) _______________________________________________________

4. Вопросы ревизии (проверки) _______________________________________________________

(перечень законодательных и других нормативных

правовых актов, соблюдение которых

подлежит контролю; перечень направлений

(вопросов) деятельности ревизуемого

объекта, подлежащих проверке)

5. Срок проведения ревизии (проверки) с_________ по ___________

6. Состав ответственных исполнителей

 

Руководитель ревизии (группы) _______________________ (ФИО, должность)

Инспекторы: _______________________ (ФИО, должность)

_______________________ (ФИО, должность)

(ФИО, должность)

(ФИО, должность)

7. Срок представления отчета и других документов по результатам проведения

контрольного мероприятия на рассмотрение начальником контрольно-ревизионного

управления "____" ___________ 200__г.

 

Руководитель

ревизии (группы) ____________________ _______________ ___________________________

(должность) (подпись) (ФИО)

 

Основаниями для проведения ревизии (проверки) могут быть: требования плана работы контрольного органа на соответствующий год либо решение коллегии контрольного органа (если, конечно, такая коллегия у контрольного органа имеется), которое оформляется протоколом. В первом случае в программе ревизии (проверки) указывается пункт данного плана, во втором - дата и номер протокола.

Как правило, ревизия (проверка) проводится с целью контроля за:

- целевым использованием бюджетных ассигнований и правильностью расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности;

- соблюдением требований законодательных актов;

- правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Предметом ревизии (проверки) может быть:

- соблюдение инструктивных указаний и положений по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- обеспечение учета сохранности и расходования материальных и денежных средств;

- порядок расчетов с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами;

- правильность расходования денежных средств на командировки и другие цели, предусмотренные сметой;

- правильность составления проектов бюджетных смет и смет по приносящей доход деятельности;

- правильность исполнения смет (в том числе целевого использования бюджетных средств);

- достоверность бухгалтерской отчетности.

Вопросов, касающихся деятельности ревизуемого объекта, много. Для большего удобства обобщим их по разделам.

Организация бухгалтерского учета. В этом разделе проверяется:

- приказ по учетной политике в части бюджетного и налогового учета;

- должностные инструкции для работников бухгалтерии;

- наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота;

- применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;

- правильность и своевременность оформления журналов операций, оборотных ведомостей;

- соответствие итогов журналов операций, оборотных ведомостей данным синтетического учета;

- соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год;

- хранение бухгалтерских документов текущего года и прошлых лет;

- правильность оформления первичных документов.

Соблюдение кассовой дисциплины и банковских операций. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

- кассовые и банковские операции (проверяются выборочным методом, путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);

- наличие условий, обеспечивающих сохранность денежных средств и денежных документов;

- полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;

- использование полученных средств по прямому назначению (забалансовые счета 17, 18);

- достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность и целевой характер произведенных расходов;

- соблюдение лимита кассы;

- правильность учета (поступления и выдачи) бланков строгой отчетности, находящихся в кассе проверяемого учреждения.

Сохранность материальных ценностей. В этом разделе проверке подлежат следующие вопросы:

- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

- соответствие произведенных расходов утвержденным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;

- полнота оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря;

- правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

- правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом РФ 29.04.2003, - если проверка охватывает период до 2008 года, и Норм расхода топлив для автомобилей общего назначения, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р, - если проверка охватывает 2008 год;

- использование оборудования по целевому назначению;

- законность сдачи имущества в аренду;

- своевременность и полнота проведения инвентаризации имущества, принятие мер по результатам инвентаризации;

- правильность расходования бюджетных средств, направленных на выполнение национальных проектов;

- правильность начисления амортизации на объекты основных средств.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности. В этом разделе проверяется:

- наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, меры, принимаемые для ее ликвидации;

- наличие актов сверок с поставщиками.

Расходование средств на капитальный (текущий) ремонт. Здесь интерес представляют следующие вопросы:

- проектно-сметная документация (проверяется хозяйственно-эксплуатационной группой) (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов в зимнее время));

- правильность оформления и соблюдение условий договоров подряда;

- акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

- накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчика;

- правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, материалы для строительных работ (при необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта);

- наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора.

Анализ исполнения бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности. Этот раздел обычно содержит следующие вопросы проверки:

- наличие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, своевременность и правильность отражения их в учете;

- исполнение бюджетной сметы (анализ отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на предмет исполнения расходов, в случае наличия неисполненных назначений указывается причина);

- выполнение основных показателей деятельности учреждения.

К показателям деятельности учреждений образования можно отнести абсолютные и относительные отклонения:

а) количества учащихся за проверяемый период в динамике (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

б) количества классов за проверяемый период (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

в) наполняемости классов (данные берутся по годам по состоянию на 1 сентября);

г) коэффициента сменности (отношение общего числа учащихся к учащимся первой смены).

Для учреждений здравоохранения подобными коэффициентами могут быть абсолютные и относительные отклонения:

а) показателей, определяемых исходя из количества физических лиц, которым была оказана медицинская помощь (показатель рассчитывается исходя из общего количества пациентов медицинского учреждения, в части пациентов, которым услуги предоставлялись в рамках реализации программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в части пациентов, получивших медицинские услуги за плату, в динамике по годам);

б) использования койко-мест за проверяемый период;

в) количества детей и взрослых, которым были оказаны услуги по диспансеризации, с учетом данных за аналогичный период.

Для детских дошкольных учреждений показателями могут быть:

а) результат комплектования детьми (расчет относительного отклонения фактического показателя от планового);

б) использование мест (расчет относительного отклонения количества детей от количества мест);

в) изменение наполняемости групп (расчет абсолютного и относительного отклонений показателя за проверяемый период);

г) выполнение плана по д/дням (относительное отклонение фактических показателей от плановых).

Учет поступления и расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Этот раздел включает следующие вопросы проверки:

- наличие сметы доходов и расходов;

- наличие предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом учреждения;

- наличие целевых поступлений, добровольных пожертвований, законность оформления данных поступлений;

- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевым поступлениям и добровольным пожертвованиям;

- правильность и достоверность оформления расходования денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- наличие невыясненных платежей без отражения доходов на лицевом счете по учету денежных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Расчет по оплате труда и начислениям на оплату труда. В этом разделе для проверяющих представляют интерес следующие вопросы:

- правильность установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке;

- правильность выплаты заработной платы в соответствии с установленными окладами (ставками) и фактически отработанным временем, выявление фактов выплаты заработной платы лицам, фактически не работающим в учреждении (сопоставляется ведомость на выдачу заработной платы и лицевые счета с тарификационными списками, штатным расписанием, приказами по учреждению, табелями, классными журналами, а также другими документами, подтверждающими выполнение работ);

- правильность начисления и своевременность перечисления НДФЛ и ЕСН;

- наличие и правильность записей в трудовых книжках в соответствии со штатным расписанием, приказами, табелями учета рабочего времени, обеспечение сохранности трудовых книжек;

- правильность оформления ведомостей на выдачу заработной платы, подсчета итогов платежных ведомостей;

- правильность и достоверность начисления заработной платы работникам несписочного состава, наличие отметки правового отдела о проведенной проверке договора подряда;

- правильность издания приказов и начисления выплат стимулирующего характера;

- правильность начисления пособий по листам временной нетрудоспособности за счет средств ФСС;

- правильность начисления основных и дополнительных отпусков и компенсации за неиспользованный отпуск;

- установление факта двойной оплаты, возникающей в результате начисления заработной платы, основного и дополнительного отпусков и оплаты листов по временной нетрудоспособности.

Расходование средств на питание. При проверке учреждений, которым из бюджета выделяются денежные средства на организацию питания (учреждения образования, здравоохранения), без внимания не остается правильность расходования данных средств. Этот раздел содержит следующие вопросы:

- наличие не заложенных в котел и не розданных на кухне продуктов питания;

- полнота оприходования продуктов (проверяется путем сверки накладных поставщиков с накопительными ведомостями по приходу продуктов питания и оборотной ведомостью);

- правильность списания продуктов питания в расход (сверяются ведомости расхода продуктов с меню-требованиями);

- соответствие количества детей (больных), на которых выписывались продукты по меню-требованиям, фактическому количеству детей (больных), находящихся на довольствии (в стационаре);

- соответствие количества продуктов питания, указанного в журнале контроля за закладкой продуктов, данным меню-требований;

- правильность установления норм закладки продуктов питания в меню-требованиях;

- выведение ежедневного остатка продуктов по данным бухгалтерского учета на основании накладных поставщиков и меню-требований (метод "красное сальдо").

Срок проведения ревизии (проверки) определяется исходя из масштаба проверки, однако он не должен превышать максимального срока, установленного в нормативном документе. Так, в соответствии с п. 70 Административного регламента срок проведения ревизии (проверки) (дата начала и дата окончания ревизии (проверки)) не может превышать 45 рабочих дней. Тот же максимальный срок проверки установлен и в п. 3.3 Инструкции N 1045.

 

  1. Характеристика видов финансового контроля в бюджетных учреждениях, формы и методы его проведения.
  2. Контрольные службы законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их функции в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений бюджетной сферы.
  3. Задачи и порядок проведения контрольной работы за использованием средств бюджетными учреждениями Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
  4. Особенности организации контрольно-экономической работы за составлением и исполнением бюджетных смет финансовыми органами.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов

 

 

Тема 15. Основы организации финансовой работы в бюджетных учреждениях

План лекции:

  1. Финансовая служба бюджетного учреждения, ее назначение.
  2. Функции планово-экономического подразделения, бухгалтерии, контрольной службы.
  3. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения
  4. Составление периодической и годовой отчетности.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов

 

  1. Финансовая служба бюджетного учреждения, ее назначение.

 

 

  1. Функции планово-экономического подразделения, бухгалтерии, контрольной службы.

 

 

  1. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения

 

В ходе финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений проводится анализ использования бюджетных средств в сравнении с начисленными расходами, отраженными на счетах учета финансовых результатов деятельности, с целью выявления нарушений в использовании бюджетных средств, а также определения правомерности их расходования.

В ходе анализа проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения осуществляется в рамках проведения контрольных действий по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности проверяемой организации.

При проведении анализа рекомендуем учитывать требования законодательства по отражению в бюджетном учете совершенных учреждением финансовых и хозяйственных операций.

 

┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│ Требование │ Положения законодательства │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│Полнота отражения в бухгалтерском │В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о │

│учете совершенных финансовых и │бухгалтерском учете*(2), п. 3 Инструкции N │

│хозяйственных операций │148н*(3) все хозяйственные операции, │

│ │проводимые организацией, должны оформляться │

│ │оправдательными документами. Эти документы │

│ │служат первичными учетными документами, на │

│ │основании которых ведется бухгалтерский учет │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│Своевременность отражения в │Согласно п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском │

│бухгалтерском учете совершенных │учете первичный учетный документ должен быть │

│финансовых и хозяйственных │составлен в момент совершения операции, а если│

│операций │это не представляется возможным - │

│ │непосредственно после ее окончания. В │

│ │соответствии с п. 3 Инструкции N 148н данные │

│ │проверенных и принятых к учету первичных │

│ │учетных документов систематизируются по датам │

│ │совершения операций (в хронологическом │

│ │порядке) и отражаются накопительным способом в│

│ │регистрах бюджетного учета (журналах │

│ │операций). При этом записи в журналах операций│

│ │осуществляются по мере совершения операций, но│

│ │не позднее следующего дня после получения │

│ │первичного учетного документа, как на │

│ │основании отдельных документов, так и на │

│ │основании группы однородных документов. │

│ │Корреспонденция счетов в журнале операций │

│ │записывается в зависимости от характера │

│ │операций по дебету одного счета и кредиту │

│ │другого счета │

├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤

│Правильность отражения в │Правильность отражения совершенных финансовых │

│бухгалтерском учете совершенных │и хозяйственных операций проверяется путем │

│финансовых и хозяйственных │сопоставления данных журналов операций и │

│операций │первичных документов, относящихся к │

│ │соответствующим журналам операций │

└──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘

 

Одним из способов проверки полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности является проведение анализа исполнения бюджета и финансового результата деятельности учреждения. Анализ проводится по данным форм бюджетной отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации":

- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127)

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

- Пояснительная записка (ф. 0503160) в составе прилагаемых форм и таблиц

По результатам анализа могут быть выявлены отклонения, причины которых устанавливаются в ходе проверки.

Анализ использования бюджетных средств может быть проведен по нескольким моментам:

1. Соответствие расходов бюджетного учреждения бюджетной классификации расходов, а также принятых ЛБО утвержденным лимитам.

По итогам анализа можно сделать вывод о принятии лимитов бюджетных обязательств сверх утвержденных ЛБО, что является нарушением ст. 6, п. 3 ст. 219 БК РФ.

Результаты анализа использования бюджетных средств целесообразно представить в виде таблицы.

 

Таблица 1

Анализ соответствия принятых и утвержденных ЛБО в проверяемом бюджетном учреждении

┌───────────┬───────┬──────────┬───────┬───────┬───────┬───────────────────┬─────────┐

│ Код │ Код │ Код │ Код │ Код │ Код │ Сумма, руб. │Отклоне- │

│ главного │раздела│подраздела│целевой│ вида │ КОСГУ ├──────────┬────────┤ние, руб.│

│распоряди- │расхода│ расхода │статьи │расхода│ │Утвержде- │Принятые│(гр. 8 - │

│ теля │ │ │расхода│ │ │ ние ЛБО │ ЛБО │ гр. 7) │

│ бюджетных │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ средств │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────┼───────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼────────┼─────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │

└───────────┴───────┴──────────┴───────┴───────┴───────┴──────────┴────────┴─────────┘

 

Использование бюджетных средств в проверяемом периоде в соответствии с кодами КОСГУ по каждому из видов расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов).

В случае если финансирование учреждения осуществляется по одному разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов, анализ использования средств бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения проводится по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и по данным Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) путем заполнения одной таблицы. Анализ подписывается проводившим его ревизором и представителем проверяемого учреждения, например главным бухгалтером или начальником финансового отдела (управления).

Если финансирование учреждения производится по нескольким разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, анализ использования средств бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения проводится по каждому разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и данным анализа счета 1 401 01 000 "Финансовый результат". В этом случае рекомендуется результаты анализа представлять в виде нескольких таблиц по каждому разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов.

В случае выявления по результатам проведенного анализа каких-либо отклонений следует истребовать объяснения должностных лиц, ответственных за организацию и ведение бюджетного учета и осуществление финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

Возможные объяснения причин выявленных отклонений могут быть следующие:

- превышение исполнения над начисленными расходами может возникнуть в связи с наличием текущей кредиторской задолженности на начало проверяемого периода, погашенной в отчетном году, текущей дебиторской задолженности на конец периода. Задолженность может быть по организациям, а также по подотчетным лицам;

- превышение начисленных расходов над исполнением может возникнуть в связи с наличием текущей дебиторской задолженности на начало года, расходы по которой начислены в проверяемом году.

Таким образом, рассчитать отклонение можно по формуле:

 

,

 

где:

Исп - исполнение через финансовые органы;

Нач - начисленные расходы;

- кредиторская задолженность на начало периода;

- дебиторская задолженность на начало периода;

- дебиторская задолженность на конец периода;

- кредиторская задолженность на конец периода.

Причиной отклонений может быть централизация расходов:

- оплата за учреждение вышестоящей организацией - в данном случае начисленные расходы будут превышать исполнение через финансовые органы;

- оплата учреждением расходов подведомственных учреждений или структурных подразделений, филиалов, находящихся на самостоятельном балансе (как правило, по земельному налогу, налогу на имущество), - в данном случае начисленные расходы будут меньше исполнения через финансовые органы.

Выявленные отклонения могут являться нарушением бюджетного законодательства, выраженным как в неэффективном или нецелевом, так и в неправомерном использовании бюджетных средств, например оплата расходов по одной статье (подстатье) КОСГУ, отнесение расходов на другую статью (подстатью) КОСГУ. В данном случае при проверке расходов 2009 года следует учитывать требования Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н, а также Письма Минфина РФ от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 "О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления". При проверке расходования средств 2010 года следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, а также Письмом Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383.

 

  1. Составление периодической и годовой отчетности.

 

Составление периодической и годовой отчетности проводится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации":

Ø - Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)

Ø - Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Ø - Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127)

Ø - Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Ø - Пояснительная записка (ф. 0503160) в составе прилагаемых форм и таблиц