Общая характеристика

Синхронные электрические машины

Синхронные машины (СМ) характеризуются тем, что частота вращения ротора в определенном интервале изменения нагрузки остается постоянной и равной частоте вращения ВМП, создаваемого обмотками статора. Многие типы СМ обратимы, т.е. без изменения конструкции они могут работать как в генераторном, так и двигательном режимах. Наибольшее распространение СМ получили в качестве генераторов переменного тока. Статор СМ выполняют неявнополюсным по типу статора трехфазного АД. Ротор СМ, выполняемый, как правило, явнополюсным, создает постоянное магнитное поле. Для СМ с электромагнитным возбуждением постоянный ток в обмотку возбуждения (ОВ) ротора подается через кольца и щетки от возбудителя, представляющего собой ЭМ постоянного тока, находящуюся на одном валу с основной машиной. К таким СМ относятся мощные синхронные генераторы: турбогенераторы, устанавливаемые на ТЭЦ и ГРЭС, и гидрогенераторы ГЭС. При магнитоэлектрическом возбуждении, применяемом в СМ малой и средней мощности, ротор выполняют в виде многополюсного постоянного магнита. При повышенных частотах (400 Гц и более) использование магнитоэлектрического возбуждения позволило увеличить надежность и КПД, уменьшить габариты, массу и стоимость СМ.

Синхронные двигатели (СД) с электромагнитным или магнитоэлектрическим возбуждением относят к двигателям с активным ротором. СД с реактивным ротором не имеют источника постоянного магнитного поля. Их ротор выполняют явнополюсным или зубчатым из магнитомягкого материала - шихтованной электротехнической стали. В индукторных СМ возбуждение создается постоянной составляющей тока в обмотках статора, постоянным магнитом или специальной ОВ, расположенными на статоре.

К СД относятся также шаговые двигатели (ШД), в обмотки статора которых поступают импульсы тока от цифровой СУ. Частота вращения ротора ШД синхронизирована с частотой управляющих импульсов.

Для привода устройств автоматики часто требуется относительно небольшая стабильная частота вращения выходного вала (единицы или десятки оборотов в минуту). При небольшой мощности привода (единицы или десятки ватт) целесообразно применять редукторные СД, совмещающие функции двигателя и понижающего редуктора. Другим типом СД с пониженной частотой вращения являются двигатели с катящимся ротором, работающие по принципу механических планетарных редукторов.

Маломощные СД устанавливаются в самопишущих приборах, устройствах звуко- и видеозаписи, в винчестерах, станках с ЧПУ и т.д.

Отличительной особенностью СД с электромагнитным возбуждением является то, что в зависимости от величины тока возбуждения они могут работать с разными углами j между векторами фазных напряжения и тока : j>0 (недовозбужденный СД), j=0 и j>0 (перевозбужденный СД). Недовозбужденный СД потребляет из сети токи индуктивного характера, а перевозбужденный СД – токи емкостного характера. При j=0 реактивные токи из сети не потребляются и фазный ток СД принимает минимальное значение.

Электромагнитный момент М создается в результате взаимодействия ВМП статора СД с полем возбуждения Фв ротора, которые вращаются с одинаковой угловой скоростью (синхронный режим). В случае симметричной магнитной цепи и при незначительном активном сопротивлении обмотки статора момент М определяется уравнением, известным из общей теории синхронных машин с активным ротором [3]:

, (4.1)

 

 

где m1 – число фаз статора; U1 – фазное напряжение обмотки статора; E0 – ЭДС, наводимая магнитным потоком ротора в обмотке фазы статора; w1=2pf1/p – синхронная угловая скорость (p – число пар полюсов СМ) ВМП статора; XC – синхронное индуктивное сопротивление фазной обмотки статора; q - сдвиг по

 

Рис.4.1

фазе между векторами и ; ФРА – поток "реакции якоря", создаваемый фазным током I'1.

Если принять, что активное сопротивление обмотки статора равно 0, то q равен углу между осью полюсов ротора, создающего поток ФВ, и результирующим магнитным потоком ФРЕЗ машины.

Так как электромагнитный момент М уравновешивает момент нагрузки, то при увеличении нагрузки потребление мощности из сети и, следовательно, тока I1 возрастает. Как следует из упрощенной векторной диаграммы одной фазы СД на рис. 4.1, рост тока I1 приведет к увеличению угла q.

Механическая характеристика СД, соответствующая выражению (4.1), приведена на рис. 4.2.

Рис.4.2

По мере возрастания момента сопротивления МС на валу СД до значения МДОП, угол q монотонно увеличивается до p/2. При дальнейшем увеличении МС и угла q электромагнитный момент начинает уменьшаться. Это приводит к катастрофическому увеличению угла q и выходу СД из синхронизма. СД останавливается и его обмотка статора может сгореть, во избежание чего противоаварийная защита должна отключить перегруженный СД от сети.