Экологический аудит

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о

социально-экономическом развитии, осуществления хозяйственной и иной

деятельности на территории Республики Беларусь.

До принятия решения о реализации проектных решений планируемой

хозяйственной и иной деятельности заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) представляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или

его территориальные органы документы (включая отчет о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности), характеризующие уровень экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и содержащие перечень мероприятий по предотвращению

негативных воздействий на окружающую среду, а также материалы согласования с органами местного управления и самоуправления.

При проведении государственной экологической экспертизы рассматривается заключение общественной экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы на основе договора с заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной

деятельности) не допускается.

Порядок представления, объем и состав документации, направляемой на государственную экологическую экспертизу, устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области проведения государственной экологической экспертизы осуществляют ПрезидентРеспублики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерствоприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальные органы, местные Советы депутатов, исполнительныеи распорядительные органы, а также иные специально уполномоченные нато государственные органы в пределах своей компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 

2.1 Цели и задачи экологического аудита. Принципы, формы и виды проведения

В современных условиях важным элементом контроля загрязнения окружающей среды на уровне субъектов экономики является экологический аудит –систематический документально оформленный процесс проверки экологических аспектов деятельности предприятия с целью выявления соответствия видов и условий экономической деятельности, а также системы управления нормативно-правовым требованиям и критериям экологической эффективности.

Экологический аудит направлен на выявление и оценку потенциально негативного воздействия всех аспектов деятельности экономических субъектов на окружающую среду и здоровье населения, определение возможностей производства дополнительной продукции, услуг, энергетических ресурсов и использования вторичного сырья и отходов, обоснование предложений по внедрению новой техники и технологий.

Главными целями экологического аудита являются: 1) предоставление объективной информации об экологических аспектах деятельности предприятия и ее соответствия установленным требованиям и 2) выработка рекомендаций по повышению экологической безопасности, эффективности природоохранной деятельности и совершенствованию экологического менеджмента.

Основные функции экологического аудита заключаются в том, чтобы:

- определить соответствие деятельности предприятия экологическому законодательству и его политике в области охраны окружающей среды, а также экономическим целям;

- оценить эффективность системы экологического менеджмента;

- оценить экологическую безопасность используемого сырья, оборудования, технологий;

- предоставить экологическому менеджменту достоверную информацию для принятия природоохранных решений;

- обеспечить защиту персонала предприятия, местного населения и окружающей природной среды от возможных негативных последствий;

- проанализировать вероятность возникновения аварий и катастроф с тяжелыми экологическими последствиями;

- определить реальное воздействие предприятия на окружающую среду;

- стимулировать усовершенствование экологической политики предприятия и его производственной деятельности с целью повышения уровня ее экологической безопасности.

Экологический аудит впервые был внедрен в практику в США в середине 1970-х гг. с целью изучения причин многочисленных аварий и катастроф с серьезными экологическими последствиями и значительно увеличения экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 1980-е гг. экологический аудит стал использоваться в странах Европы, что, в конечном итоге, привело к принятию ЕС в 1993 г. специального постановления «Об экологическом аудите», делающего его проведение обязательным для всех производственных предприятий, расположенных на территории ЕС.

В настоящее время ни одна крупная компания не примет решения об инвестициях, представлении кредита или других операциях, связанных с расширением, модернизацией и другой реорганизацией предприятий, без проведения экологического аудита, важнейшей задачей которого является выявление потенциальных экологических рисков.

Экологический аудит может быть как внешним, то есть проводиться по инициативе сторонних организаций, так и внутренним, проводимым по решению самого предприятия. Как правило, процедура экологического аудита является добровольной, но в тех случаях, когда деятельность предприятия угрожает окружающей среде и здоровью людей, она может быть проведена принудительно по решению органа исполнительной власти. Кроме того, экологический аудит можно подразделить на обязательный, который проводится в случаях, предусмотренных законодательством, и инициативный, заказчиком которого является сам экономический субъект.

Следует обратить внимание и на то, что проведение экологического аудита является обязательным условием предоставления кредитов и займов международных финансовых институтов.

В Беларуси процедура экологического аудита, как правило, на уровне предприятия, в последние годы получает все более широко распространение. Правила проведения экологического аудита в Республике Беларусь разработаны в соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды». С 2000 г. в Беларуси действуют национальные стандарты СТБ ИСО 14010 и СТБ ИСО 14011, определяющие общие принципы и процедуры экологического аудита на основе международных стандартов ИСО 14000. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 27 марта 2006 г. были утверждены Правила проведения экологического аудита, Правила аттестации экологического аудитора, Правила представления заключения о проведении экологического аудита, а также Правила представления отчетности о проведении экологического аудита, которые вступили в силу 1 июня 2006 г.

В соответствии с законодательством РБ, предметом экологического аудита является фактическая природоохранная деятельность предприятия, включая:

- разработку экологической политики;

- формулировку экологических целей и задач;

- мониторинг, регулирование и минимизацию эмиссий загрязняющих веществ;

- мониторинг, регулирование и минимизацию образования, размещения и захоронения отходов;

- рациональное использование природных ресурсов, сырья, материалов и химических веществ;

- обеспечение экологической безопасности персонала и населения, включая оценку риска и предупреждение аварий и действий в условиях их возникновения;

- экологическое информирование, просвещение и образование персонала;

- взаимодействие с общественностью;

- взаимодействие с органами государственного управления и контроля.

2.2 Типы и виды экоаудита

В настоящее время существует несколько типов экоаудита, отличающихся кругом рассматриваемых проблем и целями.

Аудит соблюдения стандартов. Он осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды с одной стороны и положений национальных и международных стандартов. Цель такого сопоставления — определение необходимых мер, направленных на приведение экологических характеристик данного предприятия в соответствие со стандартом качества окружающей среды.

Аудит ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде.

Аудит при экологическом страховании. Он производится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба, при наступлении страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды.

Аудит в системе экологической сертификации. Производится с целью опенки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормативам).

Аудит территории. Производится с целью оценки экологического состояния территории.

Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Производится с целью более полного изучения с экологической точки зрения предполагаемых объектов инвестирования, включая исследование почв, ресурсов растительного и животного мира. В задачу аудита входит также оценка ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных объектов окружающей среды, затрат на ликвидацию сверхнормативных негативных воздействий на окружающую среду.

Могут быть и другие виды экологического аудита. При этом в качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории.

Экологический аудит можно подразделить (по виду) на:

- обязательный;

- инициативный (добровольный).

Инициативный экологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательный экологический аудит проводится по решению и поручению государственных и иных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы).

Кроме того, может проводиться:

- при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий;

- при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства;

- при проведении обязательного экологического страхования;

- при подготовке инвестиционных проектов и программ;

- при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

Характерными особенностями экоаудита является его независимость, конфиденциальность, объективность, системность, компетентность и соответствие целям и задачам, которые определяются заказчиком при заключении договора на проведение экоаудита.

Основные принципы экоаудита делятся на две группы:

- методологические принципы;

- принципы профессиональной этики.

Методологические принципы могут в отдельных случаях иметь рекомендательный характер. Обязательность или рекомендательный характер методологических принципов регламентируются теми конкретными нормативами экоаудита, в которых описываются соответствующие принципы, а также отвариваются договоре, программе (плане) работ по проведению экоаудита

Принципы профессиональной этики являются обязательными для соблюдения во всех случаях проведения экоаудита.

Основными принципами профессиональной этики экоаудиторов являются:

- объективность экоаудиторов и их независимость от руководства организации по экологическому аудированию, клиента, заказавшего проведение экоаудита и руководства аудируемой организации;

- компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды и природопользования и специфики обследуемого (аудируемого) объекта.Экоаудит должен быть выполнен специально аттестованными лицами - экоаудиторами с соответствующими профессиональными знаниями, которые имеют необходимую подготовку, опыт, и которые являются компетентными вследствие изучения ряда общих и специальных дисциплин, а также имеющими необходимый практический опыт. Компетентность подтверждается наличием у экоаудитора соответствующих документов о прохождении курса обучения, практической стажировки, удостоверения экоаудитора, лицензии на право заниматься деятельностью по экоаудиту;

- сохранение экоаудиторами конфиденциальности получаемой при аудите информации, неразглашение ее без разрешения руководства аудируемого объекта, кроме случаев нарушения законодательства РБ в области охраны окружающей среды и природопользования. Экоаудитор долженпридерживаться строгой конфиденциальности относительно всей, без исключения, информации, полученной в процессе проведения экоаудита. Никакая информация не может быть разглашена без специального разрешения клиента. Единственным исключением из данного правила является обязанность экоаудитора (экоаудиторской фирмы) предоставить по решению судебных органов или по санкции прокурора конкретную информацию (документацию), указанную в решении суда (по санкции прокурора) соответствующим судом или правоохранительным органом.

- ответственность экоаудиторов за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством РБ.

Кроме того, экоаудитору необходимо понимание тенденций развития международных и национальных стандартов, нормативов и директив по природоохранным и аудиторским вопросам, а также определенных регулирующих требований, которые установлены законодательством и действующими нормативами.