Антимонопольное регулирование.
Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий олигополии в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушают тих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:
Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:
• запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
• роспуска существующих монополистических объединений;
• расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:
• преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);
• преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;
• запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:
• использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
• поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;
• расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.
Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма — порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
Лекция 6. Принципы рыночных структур: конкуренция и монополия.
1. Рынок труда. Заработная плата.
2. Рынок капитала. Процентная ставка.
3. Рынок земли