Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения.

Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор.

Лекция 3. Поведение потребителя в рыночной экономике.

 

1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя. Концепция полезности и потребительский выбор.

2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения.

3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.

 

 

Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, не­обходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.

Потребительское поведениеэто процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их до­хода и личных предпочтений.

 

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребите­льскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него опреде­ленной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

 

Потребительская корзина(или вектор потребления) — это сово­купность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.

 

Потребительская корзина является основой для расчета минима­ксного потребительского бюджета, тогда под ней понимается не толь­ко набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворе­ния первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора действующих ценах.

 

Полезность,являющаяся целью потребления, представляет со­бой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

 

В экономической теории различают общую и предельную полез­ность.

Общая полезность — это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.

Предельная полезность — это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребите­лем дополнительных единиц определенного товара известно как на­звание закона убывающей предельной полезности. Это первый закон Госсена.

Итак, суть первого закона Госсена в том, что предельная полез­ность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный мо­мент, меньше полезности предыдущей единицы.

Оценку полезности производит субъект.

В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной по­лезности.

Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вво­дят условную единицу — ютиль (от англ. utility — полезность), с помо­щью которой определяют степень удовлетворения потребности. Сово­купную полезность любого количества блага определяют путем сумми­рования показателей предельной полезности.

Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.

Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяется реаль­ный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага.

 

Потребительский выборэто выбор, максимизирующий функ­цию полезности рационального потребителя в условиях ограни­ченности ресурсов (денежные доходы).

 

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на I приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

При заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене (взве­шенная предельная полезность) одинаково по всем потребляемым Благам (второй закон Госсена)

Критерием правильности решения покупать или не покупать товар является не общая и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченный рубль . Дополнительное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилуч­ший критерий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения и фак­тор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.

Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания его вероятной реакции на изменение цен. И хотя существует целый ряд факторов, пре­пятствующих извлечению максимальной полезности (недостаток точ­ной информации о ценах и качестве товара, ошибочное использование цены в роли индикатора качества, покупки импульсивные или под влиянием внешних эффектов), из этого не следует, что реальный потребитель не способен к обдуманной максимизации полезности.

 

 

Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений в данной теории являются кривые безразличия.

 

Кривая безразличия (idifference curve) показывает различные ком­бинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

 

Кривые безразличия дают информацию о предпочтениях потреби­теля продукту А или продукту В. Иначе говоря, кривые безразличия по­казывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денеж­ный доход.

Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях уп­рощения мы рассмотрим лишь два блага.