Вопрос 6. Основные направления снижения себестоимости продукции
Вопрос 5. Классификация затрат, включаемых в себестоимость
Вопрос 4. Особенности учета затрат, включаемых в себестоимость продукции
Вопрос 3. Группировка затрат по статьям калькуляции
При группировке затрат по статьям калькуляции затраты объединяются по направления их использования или по месту из возникновения. Такая группировка позволяет:
1) распределить затраты по ассортиментным группам;
2) определить себестоимость единицы каждого вида продукции;
3) выявить резервы снижения затрат и наметить конкретные мероприятия по снижению затрат.
Группировка по статьям калькуляции учитывает особенности производственного процесса, его технологии (CРC «Нефтедобыча» по учебнику Крайновой Э.А. стр.108-114).
В нефтепроводном транспорте выделяются следующие направления затрат – это транспорт нефти, хранение нефти и компаудиование нефти. На основе группировки по статьям составляется калькуляция. На газотранспортном предприятии выделяются следующие направления расходов:
1) на подготовку, компремировние и подготовку газа;
2) на связь и телемеханику;
3) подземное хранение газа;
4) административно-управленческие расходы (АУР).
Существует «Методика планирования, учета и калькулирования в какой-то области».
Не все затраты осуществляются за счет себестоимости. Часть расходов возмещается из прибыли и других источников.
Прибыль | Операционные и внереализационные расходы |
1) капитальные затраты на приобретение, создание, реконструкцию основных фондов | 1) налог на имущество |
2) строительство и сооружение объектов социальной инфраструктуры | 2) санкции, перечисляемые в бюджет (штрафы, пени) |
3) платежи за выбросы сверхдопустимых нормативов | 3) потери от простоев и стихийных бедствий |
4) дивиденды, проценты, материальная помощь и другие выплаты | 4) судебные издержки, арбитражные расходы |
5) налог на прибыль | 5) другие |
1) Характер связи с объемом производства продукции. Затраты делятся на переменные, постоянные и смешанные. На нефтепроводном транспорте к переменным затратам относят только один элемент связанный с перекачкой нефти: электроэнергия. На газотранспортных предприятиях к переменным затратам относятся реагенты, газ топливный, потери газа и электроэнергия для цели транспорта. К смешанному виду затрат относится заработная плата. Все остальные затраты относятся к постоянным затратам.
2) Деление затрат на прямые и косвенные, которое обусловлено необходимостью калькулирования себестоимости. Прямые затраты относятся на конкретную продукцию непосредственно на основе удельных норм расхода этих затрат. Сюда относятся прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Косвенные – это издержки связанные с производством, которые нельзя или экономически нецелесообразно отнести непосредственно на конкретный вид продукции. Обычно они распределяются между отдельными видами продукции согласно принятой методике распределения.
3) Деление затрат на основные и накладные затраты в зависимости от роли в технологическом процессе. Основные – это затраты непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (сырье, материалы, топливо, затраты производственных рабочих, амортизация). А накладные расходы образуются в связи с организацией и управлением производством. К ним относятся цеховые и общезаводские расходы.
4) Деление затрат на элементные и комплексные
Можно выделить следующие направления снижения издержек производства:
1) использование достижений НТП заключается:
ü более полное использование производственных мощностей, экономия сырья и материалов, топлива, снижение потерь;
ü создание новых машин, оборудований технологических процессов;
2) совершенствование организации производства и труда;
3) государственное регулирование экономических процессов.