Схемы развития фронта отвальных работ

При ж.д. транспорте различают параллельную, веерную и криволинейную схемы развития работ от первоначальной насыпи (рис. 8.4).

Схему развития фронта отвала выбирают исходя из размеров и конфигурации участка местности, отведенной под отвал, и необходимой приемной способности отвала. При этом учитывают, что параллельная и верная схемы характеризуются постепенным сокращением фронта работ, а криволинейная – постепенным увеличением фронта.

Для автомобильного транспорта характера параллельная и петлевая схемы развития фронта работ.

 

8.3. ПЛУЖНЫЕ ОТВАЛЫ.

 

Отвалообразование ж.д. плугами применяют при складировании скальных пород, доставляемых на отвал думпкарами, не требующих балластировки путей при высоте отвала более 15 м.

Технология плужного отвалообразования включает: разгрузку пород из думпкаров; формирование откоса отвала; планирование полотна для рельсового пути и его передвижку. Все операции выполняются последовательно (Рис.8.5).

Порода доставляется на отвал в думпкарах и разгружается под откос отвального уступа, при этом 50 – 70% её скатывается вниз, а часть остается на отвальной бровке. Оставшуюся породу сталкивают под откос лемехом ж.д. отвального плуга. Операции по разгрузке составов и планировке площадки плугом повторяют 5 – 8 раз, после чего вдоль ж.д. пути формируется площадка шириной 4 – 5 м на которую передвигают (укладывают) рельсовый путь.

Думпкары на отвале разгружаются по одному, группами или всего состава поезда одновременно. Среднее время разгрузки одного думпкара на отвале 0,6 – 1 мин. Планировку верхней площадки лемехами плуга ыполняяют так, чтобы её бровка имела превышение над уровнем ж.д. путей 0,3- 0,5 м. Шаг предвижки ж.д. пути – 4- 5 м.

Достоинства плужного отвалообразования: - относительно небольшая стоимость оборудования; Простата устройства и управления процессами отвалообразования.

Недостатки: - ограничения по высоте отвального уступа (10-15 м в полускальных и 15-20 м в скальных породах); ограниченная приемная способность отваля; малый шаг передвижки пути; трудоемкость путевых работ; невозможность применения в рыхлых и глинистых породах.

 

8.4. ЭКСКАВАТОРОНЫЕ ОТВАЛЫ.

 

Применяют в скальных и полускальных породах на крупных карьерах при ж.д. транспорте. В качестве отвального оборудования применяют одноковшовые экскаваторы – мехлопаты и драглайны.

Технология отвалообразования включает:

- прием и разгрузку думпкаров;

- укладку пород в отвальные уступы экскаватором;

- перевод экскаватора на новую заходку;

- переукладку ж.д. пути.

При отвалообразовании мехлопатами уступ делят на два подуступа. На верхнем (рис.8.6) подуступе укладывают ж.д. пути, экскаватор устанавливают на промежуточном горизонте. Разгрузку породы осуществляют перед эскаватором, начиная с хвостового думпкара. Переукладку ж.д. пути в новое положение ведут ж.д. кранами с шагом передвижки 20-30 м.

При складировании пород экскаваторами ЭКГ-4,6, ЭКГ-8И и ЭКГ 12,5 с ковшом 10 и-16 м3 высота отвалов угольных разрезов на равнинной местности, достигает 25-30 м, а шаг переукладки пути 20-30 м.

По данным «Гипроруда» высота яруса отвала у экскаваторов ЭКГ-4,6, ЭКГ-5, ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 составляет: в скальных породах – 60 м, в полускальных – 30-40 м, в песчаных –25-30 м, в глинистых –15-20 м. Длина отвалов от 500 до 1500м, для ЭКГ-4,5 и ЭКГ-5, и от 500 до 2000 м - для ЭКГ-8И и ЭКГ-12. Шаг передвижки пути: - 21 м (ЭКГ-4,5 и ЭКГ-5); - 27 м (ЭКГ-8И); - 34 м (ЭКГ-12,5).

Драглайны применяют при складировании мягких горных пород Применение драглайнов позволяет увеличить высоту отвалов и шаг переукладки ж.д. пути в соответствии с линейными параметрами экскаватора. Например на разрезах «Им. Вахрушева» (ЭШ10/70) и «Лучегорский» (ЭШ10/60) шаг передвижки пути составляет 156 и 103 м, соответственно и осуществляется через 1,5-2 года.

8.5. БУЛЬДОЗЕРНЫЕ ОТВАЛЫ.