Тема 7. «Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в различных учреждениях и на различных возрастных этапах»
Особенности психолого-педагогического взаимодействия различных субъектов образовательного взаимодействия («ученик – учитель», «учитель – родители учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог)– ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог)– родитель учащегося»).
Особенности построения психолого- педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса: с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста; с обучающимися юношеского возраста и взрослыми.
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида: в дошкольных учреждениях; в общеобразовательных школах; в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.); в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах; в образовательных учреждениях предпрофильной и профильной подготовки (колледж, техникум, училище и т.п.).
Содержание семинарских и практических занятий
Занятие 1. «Сущность психолого-педагогического взаимодействия»
Форма проведения – семинар
1. Сущность и структура взаимодействия.
2. Типы взаимодействия.
3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся.
4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей.
Задание. 1. Подготовиться к письменному опросу.
2. В микрогруппах подготовить и разыграть в течение 1-2 мин ситуацию, характеризующую один из типов взаимодействия (тип взаимодействия выбирается группами по желанию или по жребию).
3. Составить схему, показывающую взаимосвязь типов взаимодействия.
Литература
обязательная: 2, 4,5,6;
Дополнительная: 11. 13, 16.
Занятие 2. « Участники и субъекты образовательного процесса»
Форма проведения – семинар.
1. Понятие образовательного процесса. Образовательный процесс в различных образовательных учреждениях.
2. Субъекты образовательного процесса. Их функции, направления деятельности и содержание работы.
3. Развитие субъектной позиции ребенка в образовательном процессе.
Задание. При подготовке к занятию заполнить таблицу, используя самостоятельно найденные интернет-источники.
Таблица «Субъекты образовательного процесса»
Образовательное учреждение | Субъекты образовательного процесса | Функции субъектов образовательного процесса | Основные направления деятельности |
Дошкольное образовательное учреждение | |||
Общеобразовательное учреждение | |||
Учреждение дополнительного образования | |||
Учреждение профессионального образования |
Литература
обязательная: 1, 5, 6;