Правовой режим земель рекреационного назначения

Правовой режим земель оздоровительного назначения

 

К землям оздоровительного назначения относятся предос­тавленные земельные участки для размещения объектов сана­торно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. Спе­циальная лечебная и оздоровительная цель - основной признак отнесения земельных участков к этому виду. Перечень санатор­но-курортных и оздоровительных организаций установлен Со­ветом Министров Республики Беларусь. К санаторно-курорт­ным организациям относятся санатории, студенческие санато­рии-профилактории, детские реабилитационно-оздоровительные центры. Оздоровительные организации включают профилакто­рии, оздоровительные центры (комплексы), оздоровительные ла­геря, дома (базы) отдыха, пансионаты, иные организации, од­ним из видов деятельности которых является оздоровление населения.

К основным природным лечебным факторам относятся ле­чебные грязи, минеральные воды, и благоприят­ные свойства климата. Земельные участки, обладающие при­родными лечебными факторами относятся к данному виду зе­мель с момента их юридического оформления, т.е. принятия решения соответствующим местным исполнительным коми­тетом.

На земельных участках, обладающих природными лечебны­ми факторами, могут создаваться курорты, которые организуют­ся в целях рационального использования и обеспечения сохра­нения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Земли курортов имеют неоднородную структуру, ко­торая определяется функциональным зонированием террито­рии самого курорта и территории в пределах округа санитар­ной охраны курорта. Так, курорт включает в себя курортную зону, жилую зону и хозяйственную зону, которые по степени экологических ограничений значительно отличаются. В преде­лах этих зон могут быть земли различных категорий, правовой режим которых подчинен интересам оздоровления населения. С целью сохранения природных физических и химических свойств лечебных средств курортов, а также предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной охраны курортов.

 

 

К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для орга­низованного массового отдыха населения и туризма. Признака­ми для выделения земель данного вида являются цели органи­зованного массового отдыха и туризма. Определение понятия организованный массовый отдых в законодательстве отсутствует и нуждается в разработке и правовом закреплении для однооб­разного понимания и применения указанной нормы. Кроме того, в законодательстве отсутствует перечень объектов, предназна­ченных для организованного массового отдыха и туризма и кри­терии отнесения к таковым. В юридической литературе органи­зованный массовый отдых рассматривается как отдых, кото­рый организуется и обеспечивается специализированными орга­низациями, является строго дозированным, сознательно управ­ляемым процессом использования природных ресурсов и имеет место в развитии туризма, экскурсионного дела и образовании домов, баз отдыха, туристических баз, пансионатов, детских и спортивных лагерей и т.п.

Понятие «туризм» определяется в Законе Республики Бела­русь «О туризме» как путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 ме­сяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стра­не (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по орга­низации такого путешествия. Национальной программой раз­вития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 гг. выде­ляются такие виды туризма, как деловой, культурно-познава­тельный, спортивный, рекреационный и оздоровительный (медицинский), водный, религиозный, агроэкотуризм и др., при кото­рых используются соответствующие ресурсы. Так, историко-культурные ценности и археологические объекты, санаторно-ку­рортные и оздоровительные организации и т.п. ресурсы рассмат­риваются в качестве объектов туризма.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершен­ствования законодательства в области терминологического оп­ределения понятий «отдых», «туризм», «рекреация», «лечение», «оздоровление» и др. и их соотношения. Терминологическая путаница приводит к невозможности в настоящее время четкого разграничения указанных понятий и их объектов и, как след­ствие, определения состава земель, составляющих этот вид и категорию в целом.

В юридической литературе отмечается, что законодатель­ством не предусмотрено создание рекреационных территорий, в пределах которых могут располагаться эти земли. Указанные объекты могут располагаться как в пределах туристических зон - части территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько тури­стических ресурсов, включенных в Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь, и которая созда­на в целях развития международного въездного и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов (ст. 1 Закона Республи­ки Беларусь «О туризме»), так и других территорий.