Правовой режим земель рекреационного назначения
Правовой режим земель оздоровительного назначения
К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. Специальная лечебная и оздоровительная цель - основной признак отнесения земельных участков к этому виду. Перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций установлен Советом Министров Республики Беларусь. К санаторно-курортным организациям относятся санатории, студенческие санатории-профилактории, детские реабилитационно-оздоровительные центры. Оздоровительные организации включают профилактории, оздоровительные центры (комплексы), оздоровительные лагеря, дома (базы) отдыха, пансионаты, иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения.
К основным природным лечебным факторам относятся лечебные грязи, минеральные воды, и благоприятные свойства климата. Земельные участки, обладающие природными лечебными факторами относятся к данному виду земель с момента их юридического оформления, т.е. принятия решения соответствующим местным исполнительным комитетом.
На земельных участках, обладающих природными лечебными факторами, могут создаваться курорты, которые организуются в целях рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Земли курортов имеют неоднородную структуру, которая определяется функциональным зонированием территории самого курорта и территории в пределах округа санитарной охраны курорта. Так, курорт включает в себя курортную зону, жилую зону и хозяйственную зону, которые по степени экологических ограничений значительно отличаются. В пределах этих зон могут быть земли различных категорий, правовой режим которых подчинен интересам оздоровления населения. С целью сохранения природных физических и химических свойств лечебных средств курортов, а также предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной охраны курортов.
К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. Признаками для выделения земель данного вида являются цели организованного массового отдыха и туризма. Определение понятия организованный массовый отдых в законодательстве отсутствует и нуждается в разработке и правовом закреплении для однообразного понимания и применения указанной нормы. Кроме того, в законодательстве отсутствует перечень объектов, предназначенных для организованного массового отдыха и туризма и критерии отнесения к таковым. В юридической литературе организованный массовый отдых рассматривается как отдых, который организуется и обеспечивается специализированными организациями, является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования природных ресурсов и имеет место в развитии туризма, экскурсионного дела и образовании домов, баз отдыха, туристических баз, пансионатов, детских и спортивных лагерей и т.п.
Понятие «туризм» определяется в Законе Республики Беларусь «О туризме» как путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия. Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 гг. выделяются такие виды туризма, как деловой, культурно-познавательный, спортивный, рекреационный и оздоровительный (медицинский), водный, религиозный, агроэкотуризм и др., при которых используются соответствующие ресурсы. Так, историко-культурные ценности и археологические объекты, санаторно-курортные и оздоровительные организации и т.п. ресурсы рассматриваются в качестве объектов туризма.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в области терминологического определения понятий «отдых», «туризм», «рекреация», «лечение», «оздоровление» и др. и их соотношения. Терминологическая путаница приводит к невозможности в настоящее время четкого разграничения указанных понятий и их объектов и, как следствие, определения состава земель, составляющих этот вид и категорию в целом.
В юридической литературе отмечается, что законодательством не предусмотрено создание рекреационных территорий, в пределах которых могут располагаться эти земли. Указанные объекты могут располагаться как в пределах туристических зон - части территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристических ресурсов, включенных в Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь, и которая создана в целях развития международного въездного и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О туризме»), так и других территорий.