Архитеткура эпохи капитализма
Классицизм и барокко
Основные имена и сооружения по эпохе Возрождения.
Архитектура эпохи Возрождения
XV-XVI в. сменилась идеология против феодальных форм правления в сторону гуманизма. Эпоха возрождения делится на три основных периода:
1) ранее Возрождение; (середина XV в., центр – Флоренция)
2) высокое Возрождение; (конец XV в., центр – Рим)
3) позднее Возрождение. (конец XVI в.) -экономический спад, возникновение инквизиции.
I этап.
Брунелеско.
Создается собор Св. Марии во Флоренции, купол для этого собора создает Брунелеско. Воспитательный дом (1419-1444) знаменит своей аркадой. (рис.31)
Бортоломео.
Создал Капелла Пацци (купольное здание, 1430-1443), дворец Медичи (круглая форма, окна имеют арочные проемы, 1444-1482) (рис.32)
II этап.
Брамонте.
Создает папскую канцелярию (1436) и другие дворцы Ватикана, а так же собор Св. Петра в Риме. (рис.33)
Темпьето (храмик) – часовня, круглая в плане с колоннадой по периметру, 1500-1510 г.г.) (рис.34)
Леонардо да Винчи.
Создал ряд проектов зданий для Милана и разработал систему многоуровневых развязок дорог.
III этап
Микеланджело Буонарроти.
Достроил собор Св. Петра в Риме, в частности купол принадлежит Микеланджело. Впервые он придумал конструкцию тройного купола. Он же построил капеллу в Медичи. (1520)
Андреа Палладио.
Создал большой дворец «Палаци Капитано» (1576).
Вилла Ротонда- 1551 г. (центрическая композиция) (рис.35)
Основное помещение виллы Ротонда - круглое. Над ним находится купол. Андреа Палладио стал родоначальником будущего усадебного дома для следующих эпох:
- барокко;
- классицизм.
В эпоху возрождения жилой дом претерпевает большие изменения. Вместо дома феодала (дома-крепости «Донджона») загородный дом приобретает открытость, окружен садом, откуда и начинается парковое искусство.
В эпоху возрождения искусство впервые получает связь с наукой, развивается архитектурная теория. Галилео Галилей продолжил дело да Винчи и развил сопромат, а следом внедряется и математика.
Кроме того в XV в. были найдены пять трактатов Ветрувия, которые положили начало трудам архитектуры:
1 том – архитектурная эстетика;
2 том – функциональная проработка зданий;
3 том – технические вопросы, строительная техника;
4 том – строительные материалы;
5 том – гражданское строительство.
XV-XVI в. развивается проектное дело. В эпоху возрождения проекты представляют в виде макетов и моделей, которые выставлялись на всеобщее обсуждение в центре города. К концу XVI в. макеты теряют свое назначение и на их место приходит графическое представление проекта - чертеж.
(XVII в. – первая треть XVIII в. в Европе)
Оба течения появились одновременно. В этот период феодализм переживает свою последнюю стадию (стадию церковного абсолютизма). В таких прогрессивных странах, как в Голландии, Нидерландах, Англии, Франции преобладает капитализм, развивается промышленность (направление в искусстве – классицизм). Италия, Испания, Немецкие княжества – в этих странах продолжается феодальный строй, основалось такое течение, как барокко.
К XVIII в. во Франции возникает профессия инженера-строителя.
1747 г. – в Париже основана школа по строительству путей сообщения, а также политехническая школа.
В XVIII в. возникает «пояснительная записка» к чертежам.
В период классицизма используется тип дома Ротонда, который имеет симметричное развитие. Возникает новый тип дома для городской знати – отель(замкнутая анфилада комнат с парадным вестибюлем и лестницей).
Анфилада – последовательное чередование комнат, т.е. система смежных комнат.
Для городской бедноты Франсуа Мансар придумал мансарду– утепленный чердак с окнами.
Основные черты классицизма:
- идейная основа: рационализм – господство материального мира над духовным;
- формы классицизм: масштабность, соразмерность человеку и его габаритам;
- линии: четкие и ясные; (в ордерских построениях хорошо читается тектоника конструкции)
Тектоника – достижение выразительности здания через ее конструктивные элементы.
- геометрические формы; (круг и квадрат, т.е. центрические композиции)
- в классицизме все уравновешенно, гармонично и симметрично, т.к. господствую ось, центрическая симметрия.
В истоках классицизма лежат античная классика и барокко, так как из последнего заимствованы господство оси и ансамблевое построение конструкции.
Версаль (1661-1708 арх. Д. Монсар и Лебо) – осевое построение композиции (дворец – Фокус, в котором сходятся с одной стороны ось парка, а с другой – 3 луча магистральных улиц города, центральная из которых ведет к Лувру ).
В 17-18 веках меняется отношение к градостроительству. Теоретиками французского классицизма были Блондель и Ложье, которые создают целую систему пропорционального и логически обоснованного построения городской среды. Все подчиняется господству оси. Применяется принцип ансамблевого построения городов как в классицизме, таки в барокко.На смену закрытым площадям приходят открытые с бульварами, фонтанами, скверами. (Площадь Согласия в Париже , 1718 г.) (рис.36)
Последняя стадия классицизма: ампир (имперский стиль – первая треть 19 века – времена Наполеона) – применение декора и скульптур с военной тематикой, фасады окрашены в яркие насыщенные цвета, на их фоне – контрастные белые колонны или пилястры.
Основные черты барокко:
- пространственный размах форм зданий: огромные, несоразмерные человеку;
- текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
- геометрия форм вытянута: эллипс, прямоугольник;
- пышный декор:изобилие скульптуры, лепнины на фасадах и в интерьерах;
- купола приобретают сложные конструкции, часто они многоярусны. (как у собора Св. Петра в Риме.)
Центрические композиции меняются на фронтально-протяженные. (например, квадрат на прямоугольник, круг на эллипс.) Четкость ритма меняется на сложное построение, пропорции на многообразие.
Главной чертой барокко становится богатый декор (мозаики, лепнины и пр.) Конструктивное построение зданий не прочитывается и вся рациональность барокко заключается в господстве оси/осевой симметрии (волевой принцип). Отличие от классицизма в огромных размерах, несоизмеримых с человеческими габаритами, а так же в развитии торжественного портала.
Последняя стадия барокко: рококо (период угасания – начало XVII в.)- манерный, вычурный, декоративный стиль, обращение к национальному наследию в духе национального романтизма.
XIX в. – век капитализма. В этот период архитектура становится средство индивидуалистских интересов буржуазии, средством рекламы и престижа. В архитектуре остаются рационалистические идеи, которые постепенно с развитием и укреплением капиталистических отношений в мире приобретают индивидуалистический характер.