ТЕМА 9. Цели и концепции систем подготовки смет и бюджетирования

Целью изучения данной темы является рассмотрение концепций сметных систем (бюджетов); рассмотрение структуры и содержания Главного (генерального) бюджета предприятия; осуществление сметного расчета показателей операционного бюджета; ознакомление с организацией бюджетирования на предприятии.

Под бюджетированиемв управленческом учете понимают процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которой оформляются системой бюджетов (смет). Соответственно, бюджет (или смета) – это план.

Понятие «бюджета» имеет двойственное значение. С одной стороны, бюджет– это форма планового расчёта показателей. С другой стороны, бюджет –финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понесены в течение предстоящего периода.

Основные функции бюджета:

планирование операций, которое обеспечивает целенаправленное достижение целей предприятия. Планирование операций бывает как стратегическое, так и тактическое;

координированиеразличных видов деятельности и подразделений предприятия (бюджет побуждает производственные подразделения строить свою деятельность, принимая во внимание интересы предприятия в целом);

стимулирование руководителей всех уровней на достижение целей своих центров ответственности и целей всего предприятия;

контроль, представляющий систему наблюдения и оценку выполнения плана центрами ответственности путем сравнения фактически достигнутых результатов с данными бюджета (сметы);

средство обучения менеджеров, поскольку участие в составлении бюджетов (смет), менеджеры имеют возможность изучить деятельность своих подразделений и взаимосвязь одних центров ответственности с другими.

Бюджетное (сметное) планирование включает два этапа:

1. планирование – определение будущих целей на основе расчета смет;

2. мониторинг – контроль и наблюдение за выполнением сметных (плановых) показателей.

В бухгалтерском управленческом учете бюджеты классифицируются по ряду признаков:

по срокам составления: текущий, оперативный и скользящий;

по назначению: операционный и финансовый;

по методам разработки: статический (фиксированный, жесткий) и гибкий;

по уровню детализации: Главный (генеральный) и частный.

Текущий бюджет- бюджет, разрабатываемый на год. Годовой бюджет делится на кварталы и месяцы, т.е. оперативные бюджеты.

С помощью оперативных бюджетовосуществляется контроль за деятельностью всех структурных подразделений предприятия.

Скользящий бюджет–бюджет, разработка которого состоит в добавлении бюджета на предстоящий период как только истекает срок предыдущего периода, за счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования.

Операционный бюджет– бюджет, отражающий плановый уровень показателей основной деятельности предприятия. Включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материально-производственных запасов, бюджеты затрат в разрезе различных видов ресурсов.

Операционный бюджет является основой для разработки финансового бюджета.

Финансовый бюджет – план того, какой станет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей основной деятельности предприятия и удовлетворения ее потребностей в финансировании. Он состоит из бюджета капитальных вложений, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

Статический (жесткий) бюджет– бюджет,рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня объема продаж.

Гибкий бюджет– бюджет, который составляется для определенного диапазона уровня деловой активности предприятия, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж. Для каждого возможного уровня продаж определяется соответствующая сумма затрат.

Главный (генеральный) бюджет – бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия и скоординированный по всем его подразделениям или функциям. Цель Главного (генерального) бюджета – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (центров ответственности), которые представляют собой частные бюджеты.

Главный бюджет представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов (смет) и описывает в структурированной форме план предприятия относительно продаж, производства, расходов по ним и других финансовых и нефинансовых операций в планируемом периоде. Он включает два блока: операционный бюджет и финансовый бюджет.

Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать, может быть подготовлен в любых единицах измерения (стоимостных и натуральных). Форму представления бюджета выбирает разработчик в зависимости от объекта планирования, размера предприятия и других признаков.

Все бюджеты, входящие в Главный бюджет, являются статическими, так как доходы и расходы предприятия прогнозируются с учетом определенного запланированного уровня продаж.

Расчёт каждого бюджета производится в определённых форматах. Бюджеты составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Разработка генерального бюджета предприятия независимо от его типа начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета реализации продукции (работ, услуг), который является элементом операционного бюджета.

Исходя из бюджета продаж разрабатывают бюджет производства, на основании которого составляют бюджет использования и закупки основных материалов, бюджет прямого труда и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет управленческих расходов и бюджет расходов на продажу.

Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана (бюджета) прибылей и убытков.

Финансовый бюджет составляется с использованием данных операционного бюджета. Конечная цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозного баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций предприятия.

Составляющими финансового бюджета также являются бюджет капитальных вложений и бюджет движения денежных средств.

Бюджет капитальных вложений - это план приобретения или замещения внеоборотных активов и источников их финансирования.

Бюджет движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств. Приход классифицируется по источникам поступления средств, а расход – по направлениям их использования. В бюджете денежных средств отражаются данные бюджета продаж, бюджетов производственных и текущих расходов, а также данные бюджета капитальных вложений. Помимо этого должны быть приняты во внимание выплаты дивидендов. Планы финансирования за счет собственных средств или привлеченных на платной основе ресурсов. А также другие проекты, требующие денежных расходов.

Процесс бюджетирования начинается с составления операционного бюджета, отправной точкой которого является бюджет продаж.

Бюджет продажпредставляет собой прогноз будущих доходов от обычных видов деятельности предприятия и включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару (изделию) и 2) об ожидаемой цене каждого товара (изделия). Эти данные обычно классифицируются по видам товаров (изделий) и по регионам. Бюджет продаж определяется по данным маркетинговых исследований и во многих случаях ограничивается имеющимися производственными мощностями.

На основе бюджета продаж составляется производственная программа – бюджет производства.

Бюджет производства –сметный объем производства продукции (работ, услуг), соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине запасов готовой продукции, которые должны быть на предприятии для бесперебойного функционирования. Норматив остатков готовой продукции устанавливается самим предприятием с учетом сложившейся практики. Бюджет производства составляется в натуральных и денежных единицах по номенклатурным позициям.

Сметный объем производства в натуральных единицах рассчитывается следующим образом:

Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой на конец

периода – Прогнозируемый запас готовой продукции на начало периода (34)

 

Бюджет прямых материалов –сметное количествонеобходимых длявыполнения производственной программы основных материалов в натуральной и стоимостной оценке. Этот бюджет состоит из бюджета использования материалов и бюджета закупок материалов.

Для расчета бюджета использования материалов в натуральных единицах необходимо знать запланированный объем производства продукции и нормы расхода материалов на одну единицу продукции:

 

Бюджет использования материалов = Бюджет производства x Норма расхода

материалов (35)

Бюджет закупок материалов определяется с учетом прогнозных данных о запасах материалов на начало и конец планируемого периода:

 

Бюджет закупок материалов = Бюджет использования материалов + Прогнозируемые запасы материалов на конец периода – Прогнозируемые запасы материалов на начало

периода (36)

Бюджет прямых трудовых затрат –сметное количество затрат предприятия на оплату труда основных производственных рабочих. Этот бюджет составляется на базе производственной программы и зависит от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости и применяемой на предприятии системы оплаты труда:

 

Бюджет прямых трудовых затрат = Бюджет производства x

x Норма времени на производство одной единицы продукции x (37)

x Тарифная ставка (стоимость единицы времени)

или

Бюджет прямых трудовых затрат = Бюджет производства x Сдельные расценки (38)

 

В бюджете прямых трудовых затрат выделяют фиксированную (постоянную) и сдельную (переменную) части оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов– ожидаемая (сметная) величина накладных расходов подразделений предприятия (центров ответственности).При составлении бюджета накладных расходов по каждой сметной статье определяют сумму исходя из целевого назначения расходов, их целесообразности для данного центра ответственности и финансовых возможностей предприятия.

Бюджет производственной (цеховой) себестоимостисводит воедино сметные затраты на основные материалы, на оплату труда производственных рабочих, на организацию, обслуживание и управление производственными подразделениями предприятия. Сметный расчет производственной себестоимости продукции осуществляется с учетом изменения запасов (заделов) незавершенного производства:

 

Бюджет производственной себестоимости = Прогнозируемые заделы незавершенного производства на начало периода + Бюджет прямых материалов + Бюджет прямых трудовых затрат + Бюджет общепроизводственных расходов –

– Прогнозируемые заделы незавершенного производства на конец периода (39)

Бюджет общехозяйственных расходов– ожидаемая величина управленческих (административных) расходов в разрезе статей расходов на оплату услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; на содержание служебного транспорта; на командировки; на оплату юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг; на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями; представительских расходов; на подготовку и переподготовку кадров; других прочих расходов.

Бюджет расходов на продажу– ожидаемая величина расходов по сбыту продукции (работ, услуг), осуществлению маркетинговой деятельности и т.д. Сметы составляются для соответствующих центров ответственности в разрезе статей расходов.

Бюджет себестоимости продаж – аккумулирует информацию бюджетов производственной себестоимости и текущих (периодических) расходов. Смета составляется с учетом ожидаемых величин товарных запасов на начало и конец планируемого периода:

 

Бюджет себестоимости продаж =Прогнозируемый запас готовой продукции

на начало периода + Бюджет производственной себестоимости +

Бюджет управленческих расходов + Бюджет расходов на продажу – (40)

Прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода

Бюджет прибылей и убытков.Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках и аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о продажах и выручке, затратах, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Сметный расчет прибылей и убытков предприятия имеет следующий подход:

Выручка от продажи продукции – Себестоимость проданной продукции =

= Валовая прибыль – Управленческие расходы – Расходы на продажу = (41)

= Прибыль от продаж

Выручка от продажи определяется бюджетом продаж.

Тщательно подготовленный бюджет является стандартом, относительно которого осуществляется оценка эффективности работы предприятия в целом и отдельных его подразделений.