Правовое положение земель. Категории земель.
Земельным законодательством России установлено разделение всех земель на определенные категории.
Категория земель— это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим пользования и охраны.
При межотраслевом распределении земель преимущество отдается тем производителям и предприятиям, которые наиболее полно используют их биоклиматический потенциал и плодородие. Такой отраслью, прежде всего, является сельское хозяйство, поэтому законодательством предусмотрено первоочередное предоставление плодородных земель для сельскохозяйственных целей. Земля здесь выполняет функцию главного средства производства, а применяемые технологии характеризуются высокой потребностью в ней. Если объем выпуска промышленной продукции сравнительно слабо связан с занимаемой предприятием земельной площадью, то в сельском хозяйстве он прямо зависит от площади угодий и их качества.
Земельные угодья — это участки земли, систематически используемые или пригодные к использованию для определенных хозяйственных целей и различающиеся по своим естественно-историческим признакам.
1. В составе земельного фонда важнейшее место занимают земли сельскохозяйственного назначения, используемые для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Из которых особо необходимо выделять сельскохозяйственные угодья. Их самый характерный признак — почвенное плодородие; без него эффективное сельскохозяйственное производство невозможно. Эти земли находятся в собственности, владении или пользовании граждан, кооперативов, различного рода сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций (научно-исследовательских, учебно-опытных, подсобных сельских хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций).
Сельскохозяйственные земли находятся под особой защитой государства; использование их не по назначению возможно лишь в, исключительных случаях, оговоренных законодательством.
2. Земли населенных пунктов представлены территориями городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Они ограничиваются пределами черты населенного пункта, которая отделяет их от земель, других категорий. Главное назначение этих земель — обслуживание нужд населенных пунктов и проживающего в них населения; находятся они в ведении соответствующих администраций. Согласно земельному законодательству, они выделяются из состав прежних землепользований; их границы устанавливаются в порядке землеустройства.
3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного специального назначениясоставляют участки предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих соответствующую деятельность (заводы, фабрики, рудники, шахты, автомобильные и железные дороги, войсковые части и так далее). Плодородие земель этой категории не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества.
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов -включают территории заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы и археологии, курортов, а также другие земельные участки, обладающие природными лечебными и иными факторами, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота.Они характеризуются строго целевым режимом использования.
5. Земли лесного фонда находятся в собственности, владении и пользовании граждан, лесохозяйственных и иных предприятий, учреждений и организаций. Они заняты древесно-кустарниковой растительностью или не покрыты лесом, но предоставлены для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Значение леса для народного хозяйства и окружающей среды многообразно. Правильное сочетание лесных и сельскохозяйственных территорий способствует повышению продуктивности последних.
Лесные насаждения менее требовательны к условиям произрастания, чем сельскохозяйственные культуры; для них пригодность подстилающих пород важнее плодородия почвы. Так, бедные и малопригодные для сельского хозяйства песчаные почвы могут использоваться для выращивания ценных хвойных пород деревьев.
6. Земли водного фонда включают территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
7. Земли запаса представлены территориями, которые по разным причинам не переданы в собственность, владение, пользование или аренду гражданам, кооперативам, предприятиям, учреждениям, организациям. Они обычно характеризуются удаленностью, низким качеством, малым плодородием.
Российским законодательством предусмотрено создание на землях сельскохозяйственного назначения фондов перераспределения земель, в состав которых включаются участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель работникам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ (в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий). Эти участки подлежат продаже по конкурсу (при наличии нескольких претендентов) или передаче в аренду с правом последующего выкупа. Они являются резервом для расширения существующих или формирования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Земельное законодательство учитывает интересы малочисленных народов и этнических групп; в местах их проживания и хозяйственной деятельности могут выделяться территории особого правового режима, включающие земли различных категорий.
Распределение земель по перечисленным категориям постоянно меняется в связи с развитием народного хозяйства, необходимостью решать экологические проблемы. Наиболее часто перераспределение затрагивает земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и запаса.
Формирование категорий земель и последующие изменения их площади происходят путем создания новых или реорганизации существующих землевладений и землепользовании. Практически площадь каждой категории формируется снизу вверх: от землевладений и землепользований к территориальной базе отрасли и к категории земель. Последние, как правило, включают земли нескольких отраслей. Основа перераспределения земель между категориями — землеустроительные схемы, проекты межхозяйственного землеустройства, утверждаемые органами местной администрации.
Земельный фонд агропромышленного комплекса — это земли предприятий сельского хозяйства, а также перерабатывающих продукцию отрасли, производящих для нее средства производства и обслуживающих ее. АПК России располагает большой земельно-ресурсной базой. Ее эффективное функционирование предполагает правильное размещение предприятий различных отраслей, рациональную систему территориальной организации сельского хозяйства, создание благоприятных условий для использования и охраны земель.
Управление земельным фондом осуществляется органами местной администрации в соответствии с их компетенцией, на основе Конституции РФ и земельного законодательства. Главные функции по распоряжению землей возложены на сельские, поселковые и районные (городские) администрации. Гражданам, имеющим в собственности земельные участки, предоставлено право продавать их, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог и в аренду, обменивать. Приобретение и продажа земельных участков осуществляются с обязательным оформлением сделок в учреждениях Росреестра. На органы Росреестра и подведомственные им предприятия возложены определённые функции по управлению земельными ресурсами. Они организуют работы по государственному кадастровому учёту земель, мониторингу земель, подготовке и реализации схем использования и охраны земельных ресурсов, схем и проектов землеустройства, по проведению противоэрозионных и иных мероприятий. Указанные предприятия проводят также съемку и картографирование земель, почвенные, геоботанические и другие обследования.
В управлении земельным фондом принимают участие государственные органы по охране природы и рациональному природопользованию, которые несут ответственность за комплексную природоохранную деятельность.
Земельное законодательство разграничивает правомочия представительных органов и администраций разных уровней по регулированию земельных отношений, землевладения и землепользования. В компетенцию местных органов власти входят: предоставление и изъятие земель, взимание платы за землю, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты Федерации осуществляют разработку актов земельного законодательства, единых принципов платы за землю, программ рационального использования земель, повышения плодородия почв и охраны земельных ресурсов, организуют проведение землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель. В компетенцию федеральных властей переданы наиболее общие земельные проблемы. Для решения некоторых из них требуется договоренность с республиками, краями, областями, автономными образованиями. Действует также принцип согласования органами более высокого уровня своих решений по земельным вопросам с нижестоящими.
Задачи управления земельным фондом России предполагают выполнение на государственном уровне действий, которые затрагивают интересы всех или нескольких республик, краев и областей, в том числе:
- предоставление земель для федеральных нужд;
- разработка земельных программ, механизма рационального землевладения, землепользования и регулирования земельных отношений;
- правовое обеспечение использования и охраны земель на основе развития соответствующего законодательства;
- установление порядка ведения земельного кадастра, единых принципов платы за землю, осуществления мероприятий по созданию информационной базы землевладения и землепользования;
- установление основных положений системы землеустройства;
- осуществление мониторинга и контроля за использованием и охраной земель.
Перечисленные мероприятия формируют и развивают новый земельный строй и прямо направлены на обеспечение земельной реформы.