Административная ответственность за нарушение аграрного законодательства.

Административно-правовая ответственность установлена действующим законодательством за совершение административных правонарушений, не влекущих уголовной ответственности. В законодательстве закреплен принцип, согласно которому никто не может быть подвергнут мере взыскания в связи с административным правонарушением иначе как на основании и в порядке, установленных законодательством.

Глава 9 Кодекса об административных правонарушенияхпосвящена административным правонарушениям в сельском хозяйстве, нарушениям ветеринарно-санитарных правил. В ст. 104 КоАПсодержатся предписания об административной ответственности за:

- потраву посевов, порчу или уничтожение собранного урожая сельскохозяйственных культур;

- повреждение насаждений сельскохозяйственных предприятий.

В других статьях предусматривается ответственность за:

- нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;

- незаконные посевы и выращивание снотворного мака и конопли;

- нарушение правил по карантину животных и других санитарно-ветеринарных требований;

- грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин и правил техники безопасности во время их эксплуатации.

Однако, в настоящее время значительно возрастает роль применения ответственности за правонарушения в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения В ст. 52 КоАПпредусмотрена административная ответственность за:

- порчу сельскохозяйственных и иных земель, загрязнение их химическими и радиоактивными материалами, неочищенными сточными водами, производственными и иными отходами;

- непринятие мер по борьбе с бурьянами.

Частыми нарушениями также являются:

- использование земель не по целевому назначению;

- неисполнение природоохранного режима использования земель;

- размещение, проектирование, строительство, ведение в эксплуатацию объектов, которые негативно влияют на положение земель;

- неправильная эксплуатация земель;

- уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений;

- несвоевременный возврат временно занятых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

- невыполнение условий снятия, сбережения и нанесения плодородного слоя почвы.

Временным положением «О порядке осуществления органами Государственного комитета Украины по земельным ресурсам государственного контроля за использованием и охраной земель» от 29 июля 1993 годаопределены порядок и виды административной ответственности за нарушения земельного законодательства. Так, главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по использованию и охране земель в пределах своей компетенции имеют право:

- беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения, посещать предприятия, учреждения, организации, в том числе военные и оборонные объекты, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, для проверки исполнения требований земельного законодательства по использованию и охране земель;

- давать собственникам земли и землепользователям, независимо от ведомственной принадлежности, обязательные указания по вопросам использования и охраны земель и устранению выявленных нарушений;

- вносить на рассмотрение соответствующих Советов предложения о прекращении права собственности или права пользования землей в случаях, предусмотренных ст.ст. 27-29 Земельного кодекса;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях земельного законодательства, предусмотренных гл. 7 КоАП,и подавать их административным комиссиям органов государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления;

- обращаться в Советы, которые приняли решения, а также в вышестоящие Советы с требованием прекращения решений Советов, противоречащих действующему земельному законодательству;

- получать бесплатно от органов государственной исполнительной власти, собственников земли и землепользователей данные о состоянии и использовании земельных угодий, а также информацию о наличии земель запаса;

- привлекать на договорных условиях с согласия руководителей предприятий, учреждений, организаций, научно-исследовательских и проектных институтов специалистов для участия в проведении обследования земель.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель вправе вносить на рассмотрение органов государственной власти или исполнительных органов местного самоуправления вопросы о:

- прекращении разработки полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, поисковых и других работ, если они проводятся с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, которые снижают продуктивность земель;

- прекращении промышленного, гражданского и иных видов строительства, эксплуатации объектов, агротехнических, лесомелиоративных работ, которые ведутся с нарушением требований земельного законодательства;

- изъятии или временной консервации деградированных или загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным последствиям, или если иными способами невозможно обновить плодородие почв;

- принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию мелиоративных и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных и гидротехнических сооружений и других объектов, которые строятся с целью повышения плодородия и охраны земель.

 

ТЕМА 6: Правовое регулирование отношений по организации, дисциплине и охране труда на сельскохозяйственном предприятии.