Методологические подходы.

Они необходимы для того, чтобы объяснить, почему рыночная экономика устойчива или неустойчива, то есть стабильна или не стабильна. Эти подходы позволяют представить национальную экономику, как сложную систему в виде суммы многочисленных рынков, различных товаров, услуг и ресурсов, связывающих их в единый организм потоков расходов и доходов (то есть представить их в виде модели кругооборота продуктов и доходов в макроэкономике).

Непрерывный кругооборот ресурсов произведенного продукта и денежных средств происходит на макроуровне в экономике страны. При этом, произведенные товары и услуги, с одной стороны, и денежные потоки, с другой стороны, движутся в противоположных направлениях. Каждый из участников макроэкономической деятельности вовлечен в этот кругооборот (домохозяйство, фирмы, в том числе и иностранные фирмы, государства).

Модель кругооборота продуктов и доходов базируется на теоретическом положении «О равенстве произведенного продукта и доходов». При этом, доходы и расходы представляют собой две стороны одного и того же процесса обмена. Например, для фирм, деньги, полученные за продажу потребительских товаров и услуг, являются доходами, а для домохозяйств эти же деньги представляют собой текущие потребительские расходы.

Домохозяйства в модели кругооборота, получая доходы, используют их:

A. На текущие потребительские расходы.

B. Делают сбережения. При этом, сбережения населения могут быть использованы фирмами или уйти на внутренний и внешний финансовый рынки.

Фирмы получают валовой доход, за счет которого:

· Возмещают издержки производства.

· Выплачивают налоги государству.

· Осуществляют инвестиции (в том числе инвестиции могут осуществляться за счет займа средств у домохозяйств).

Фирмы связаны с внешними рынками, осуществляя собственный экспорт и импорт зарубежной продукции.

Государство:

· Получает доходы, собирая налоги с фирм и домохозяйств.

· Государство производит закупки товаров и услуг у фирм, для которых эти госрасходы являются доходами.

Лекция №5 (05.03.2012)

В экономической теории инструментом решения этой задачи служит макроэкономические модели, которые иллюстрируют зависимость между произведенным национальным продуктом и другими обобщающими показателями (уровень цен, объем совокупных расходов, денежная масса и другие).

Модели макроэкономического равновесия разработали кейнсиансты:

1) Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» («AD – AS”). Эта модель показывает связь между уровнем цен и реальным национальным или внутренним продуктом. Совокупной спроси (AD) – это объем товаров и услуг, произведенный в национальной экономике, которые готовы купить все потребители, в зависимости от уровня цен. Кривая совокупного спроса имеет нисходящий вид, что означает обратную зависимость между уровнем цен и объемом совокупного спроса на национальные товары и услуги. Следовательно, если в экономике существует инфляция, то она снижает величину совокупного спроса на национальные товары и услуги. Однако, факторы, объясняющие желание и возможности потребителей на рынке конкретного товара, не объясняют поведение кривой совокупного спроса:

· Невозможно достичь полного удовлетворения потребностей во всех товарах и услугах, составляющих национальный продукт.

· В масштабе макроэкономики большинство потребителей являются в тоже время поставщиками ресурсов. Поэтому рост их расходов как покупателей из-за подъемов цен, одновременно означает рост их доходов как продавцов.

· Отрицательный наклон совокупной спроса также объясняется несколькими факторами:

a. Инфляция уменьшает реальную стоимость финансовых активов домохозяйств тех, которые имеют номинальную стоимость (наличные деньги, облигации, вклады, бессрочные вклады).

b. Инфляция побуждает компенсировать потери, меньше расходуя на покупке товаров и услуг.

· Действие эффекта процентной ставки: это связано с повышением ставки ссудного процента при инфляции (при неизменном денежном предложении), следствием чего является сокращение частных инвестиций и потребительских расходов с использованием кредитных средств.

· Эффект чистого экспорта: подорожание национальных товаров снижает объем зарубежного спроса на них и одновременно увеличивает спрос на импортные товары.

В реальной действительности, совокупный спрос не может долго оставаться стабильным, так как он складывается из суммарного спроса на национальные товары и услуги со стороны четырех больших групп потребителей в макроэкономике: государство, домохозяйство, фирмы, иностранцы. Любые значительные изменения в потребностях и возможностях каждой из этих групп отразятся на совокупном спросе, вызвав его увеличение или уменьшение. Рост совокупного спроса выглядит как кривая, сдвинутая вправо и вверх. Это означает, что теперь все потребители вместе взятые готовы купить большой объем национального продукта при том же уровне цен, или тотже объем национального продукта по более высоким ценам. Рост совокупного спроса может сопровождаться и сокращением реальных совокупных расходов (при очень большом росте цен) или снижением цен (при очень большом росте объеме совокупного предложения). Движение из точки А в точку Б - сокращение реальных совокупных расходов при очень большом росте цен. Движение из точки А в точку С показывают снижение цен при очень большом росте обмена совокупного спроса Следовательно единственное что не может при этом наблюдаться – одновременное сокращение реальных расходов и снижение цен. AD показывает сокращение совокупного спроса.


2. Модель «Совокупный спрос». Изменение совокупного спроса. Сокращение совокупного спроса. Эффект Храповика.

Эта модель показывает связь между уровнем цен и реальным национальным или внутренним продуктом. Совокупной спроси (AD) – это объем товаров и услуг, произведенный в национальной экономике, которые готовы купить все потребители, в зависимости от уровня цен. Кривая совокупного спроса имеет нисходящий вид, что означает обратную зависимость между уровнем цен и объемом совокупного спроса на национальные товары и услуги. Следовательно, если в экономике существует инфляция, то она снижает величину совокупного спроса на национальные товары и услуги. Однако, факторы, объясняющие желание и возможности потребителей на рынке конкретного товара, не объясняют поведение кривой совокупного спроса:

· Невозможно достичь полного удовлетворения потребностей во всех товарах и услугах, составляющих национальный продукт.

· В масштабе макроэкономики большинство потребителей являются в тоже время поставщиками ресурсов. Поэтому рост их расходов как покупателей из-за подъемов цен, одновременно означает рост их доходов как продавцов.

· Отрицательный наклон совокупной спроса также объясняется несколькими факторами:

c. Инфляция уменьшает реальную стоимость финансовых активов домохозяйств тех, которые имеют номинальную стоимость (наличные деньги, облигации, вклады, бессрочные вклады).

d. Инфляция побуждает компенсировать потери, меньше расходуя на покупке товаров и услуг.

· Действие эффекта процентной ставки: это связано с повышением ставки ссудного процента при инфляции (при неизменном денежном предложении), следствием чего является сокращение частных инвестиций и потребительских расходов с использованием кредитных средств.

· Эффект чистого экспорта: подорожание национальных товаров снижает объем зарубежного спроса на них и одновременно увеличивает спрос на импортные товары.

В реальной действительности, совокупный спрос не может долго оставаться стабильным, так как он складывается из суммарного спроса на национальные товары и услуги со стороны четырех больших групп потребителей в макроэкономике: государство, домохозяйство, фирмы, иностранцы. Любые значительные изменения в потребностях и возможностях каждой из этих групп отразятся на совокупном спросе, вызвав его увеличение или уменьшение. Рост совокупного спроса выглядит как кривая, сдвинутая вправо и вверх. Это означает, что теперь все потребители вместе взятые готовы купить большой объем национального продукта при том же уровне цен, или тотже объем национального продукта по более высоким ценам. Рост совокупного спроса может сопровождаться и сокращением реальных совокупных расходов (при очень большом росте цен) или снижением цен (при очень большом росте объеме совокупного предложения). Движение из точки А в точку Б - сокращение реальных совокупных расходов при очень большом росте цен. Движение из точки А в точку С показывают снижение цен при очень большом росте обмена совокупного спроса Следовательно единственное что не может при этом наблюдаться – одновременное сокращение реальных расходов и снижение цен. AD показывает сокращение совокупного спроса.

Лекция №6 (12.03.2012)

Основная сложность в определении и прогнозировании совокупного спроса связана с разнообразием интересов многочисленных групп потребителей, которые находятся под одновременным воздействием множества факторов, действующих нередко в противоположном направлении: например, увеличение налогов на личные доходы и на доходы фирм вызовет сокращение потребительских расходов и сокращение частных инвестиций (толкает кривую вниз и влево). Однако, при этом, средства, полученные от дополнительных налогов, вернутся к части населения в виде трансфертных выплат, увеличивая потребление. Частично эти средства будут потрачены государством на закупку национальных товаров и услуг (толкает кривую вверх и вправо).

Рост совокупного спроса,

Рассмотрим экономику, находящуюся в состоянии глубокой затяжной депрессии при стабильных ценах и массовой безработице. Предпринимаются попытки вывести эту экономику из состояния затяжной депрессии, например, за счет госзаказов, позволяющих начать рост совокупного спроса.

В этой ситуации, фирмы будут увеличивать объемы производства, увеличивать рабочие места, закупать больше сырья и топлива, повышается степень загрузки производственных мощностей. Будут ли при этом расти цены? Только в случае роста средних издержек, вызванного ростом цен на ресурсы, вследствие роста спроса на них. Однако, если велик их избыток, если всё равно остаются незанятые ресурсы, то это не вызовет их подорожания. Следовательно, будет происходить рост производства национального продукта без повышения уровня цен.

Вставить рисунок

При дальнейшем увеличении совокупного спроса, по мере приближения экономики к состоянию полной занятости, начинается повышение цен на многие ресурсы. Это связано, во-первых, с повышением спроса на ресурсы, во-вторых, с тем, что ресурс имеет неодинаковое качество, поэтому ресурсы лучшего качества наиболее востребованы. В результате, вырастут средние издержки у производителей и цен на многие товары и услуги, а, следовательно, начнется инфляция, которая первоначально будет умеренной, вплоть до достижения полной занятости.

Вставить рисунок

Дальнейший рост совокупного спроса будет сопровождаться ростом цен, вплоть до достижения полной занятости. Если рост совокупного спроса продолжается в условиях полной занятости ресурсов, то экономика оказывается не в состоянии произвести больше товаров и услуг и растущий спрос приводит к повышению темпов инфляции (участок CD).

Горизонтальный участок АВ соответствует экономике, находящейся в глубокой депрессии. Этот участок также называют «кейнсианским».

Вертикальный участок CD соответствует полной занятости («классический»). Вставить

Промежуточный участок BC, соединяющий два других.

Вывод: кривая совокупного предложения представляет собой траекторию, которую описывает точка макроэкономического равновесия, смещающаяся вслед за растущим спросом из положения глубокой депрессии в положение полной занятости и состоящая из трех отрезков.

Лекция №7 (19.03.2012)

Рассмотрим как будет смещаться равновесие при сокращении совокупного спроса.

Лорд Кейнс показал, что цены неодинаково ведут себя при давлении на них вниз и вверх.

Вверх (например, вслед за растущим спросом) цены взлетают легко и почти без задержки (почти без временного лага). Но при давлении на них вниз они моментально утрачивают гибкость и оказывают упорное сопротивление. Это свойство цен получило название «Эффект Храповика» (теория машин и механизмов). Причины этого:

1) Ограниченность конкуренции на большинстве рынков товаров и услуг.

2) Цены на большинстве рынков контролируют крупные фирмы, которые поддерживают цены, стремясь уменьшить потери прибыли. В условиях падающего спроса это можно сделать лишь сократив производство.

3) Психологическая неготовность добровольно согласиться на снижение номинальных доходов.

Эффект Храповика вставить рисунок:

P – рост цен, Q – рост производства.

С учетом указанных причин, экономика окажется не в состоянии, соответствующему точке N, а состоянию, соответствующему точке М, то есть при прежнем уровне цен в условиях меньшего объёма производства.