ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ИТ

Тема 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. ВНЕМАШИННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Необходимость повышения эффективности функционирования предприятия, использования инновационных методов развития производства для повышения конкурентоспособности выпускаемого товара и предоставления услуг потребовала интенсифицировать труд менеджеров, содержание которого связано с получением, регистрацией, обработкой, хранением и распространением информации, т.е. с информационными процессами, поддерживающими управленческие функции на предприятиях и в организациях. В настоящее время на информационные процессы непосредственное влияние оказывают бурный прогресс науки и техники, возрастание сложности и разветвленности производства. В этих условиях научные знания и информация приобретают качественно новое значение для динамики и эффективности социально-экономического развития предприятий и организаций в целом.

Для того чтобы охарактеризовать роль информации в процессе развития функционирования предприятий и интенсификации производства, следует исходить прежде всего из двух основополагающих факторов:

1. По мере увеличения сложности и ускорения динамики развития бизнес-процессов чрезвычайно возрастают требования к объему, качеству, обработке и скорости представления информации. Возможность доступа к необходимой информации становится все более важным моментом, определяющим темпы и эффективность развития предприятия.

2. Применение современных средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования открывает принципиально новые возможности для рационального решения информационных задач.

Указанные возможности последовательно используются для со­вершенствования менеджмента на предприятиях с целью выполнения основных управленческих функций, таких как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Важно при этом, чтобы внедрение средств вычислительной техники в каждом конкретном случае при реализации управленческих процессов на предприятиях обеспечивало возможность иметь полную, достоверную и достаточную управленческую информацию.

Развитие и применение автоматизированной обработки данных в процессах управления неразрывно связано с новым местом информации в развитии функционирования предприятия. Внедрение современных средств вычислительной техники обеспечивает технологические и материальные предпосылки, позволяющие более полно и эффективно учитывать новые требования к информации в менеджменте и рассматривать ее в трех основных аспектах — прагматическом, семантическом, синтаксическом.

1. Прагматический аспект рассматривает информацию с точки зрения ее практической полезности, ценности для потребителя в процессе принятия управленческих решений. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации, пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения цели.

2. Семантический аспект при изучении информации дает возмож­ность раскрыть ее содержание и показать отношение между смыс­ловыми значениями ее элементов. Данный аспект позволяет фор­мировать понятия и представления, выявлять смысл, содержание информации и ее обобщение в процессе управления.

3. Синтаксический аспект рассматривает отношения между едини­цами информации. Он учитывает тип носителя и способ пред­ставления информации, надежность и точность ее преобразова­ния и т.д. Информацию, рассматриваемую только с синтаксиче­ских позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона.

В настоящее время своевременное получение необходимой информации, ее сбор и обработка, а также постоянная и быстрая доступность имеют решающее значение для эффективности процессов инноваций и базирующихся на них структурных изменений на предприятиях и в организациях. Если прежде информация в процессе производственной деятельности всегда была связана со специалистом, его знаниями и опытом, то сегодня она все больше приобретает самостоятельные функции и способ существования.

В целом информационная среда предприятия является системообразующим фактором всей производственной деятельности. Совершенствование и развитие управления требуют системного подхода ко всем информационным процессам, обеспечивающим эффективную реализацию бизнес-процессов предприятия. Именно поэтому серьезные изменения в экономических механизмах управления предприятием должны дополняться и подкрепляться развитием материальной базы управления, использованием рациональных процедур и процессов управленческой деятельности на основе актуальных информационных ресурсов, которые поддерживаются информационным обеспечением ИТ в менеджменте. Качество информационного обеспечения (ИО) является определяющим фактором обоснованности принимаемых решений и эффективности функционирования информационной технологии.

Организация ИО должна быть ориентирована на поддержку деятельности менеджеров предприятия, которым в настоящее время приходится работать с огромными, постоянно увеличивающимися объемами информации. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции преобразования. Исходя из этого, основным назначением ИО является обеспечение такой организации и представления информации, которое отвечало бы любым требованиям специалистов, а также условиям автоматизированных информационных технологий. Это обусловливает и требования, предъявляемые к информационному обеспечению:

- представлять полную, достоверную и своевременную информацию для реализации всех расчетов и процессов принятия управленческих решений в функциональных подсистемах ИТ с минимумом затрат на ее сбор, хранение, поиск, обработку и передачу;

- обеспечивать взаимную увязку бизнес-процессов функциональных подсистем на основе однозначного формализованного описания их входов и выходов на уровне показателей и документов;

- предусматривать эффективную организацию хранения и поиска данных, позволяющую формировать данные в рабочие массивы и базы данных под регламентом бизнес-процесса и функционировать в режиме информационно-справочного обслуживания;

- в процессе реализации бизнес-процессов обеспечивать совместную работу управленческих работников и средств вычислительной техники в интерактивном режиме и т.д.

В составе ИО можно выделить внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение, которые в свою очередь структурируются на отдельные элементы, взаимодействующие между собой (рис. 6.1).

Рис. 6.7. Структура информационного обеспечения ИТ

Внемашинное информационное обеспечение включает внемашинные информационные ресурсы, а также средства их представления в форме, воспринимаемой человеком непосредственно, без применения вычислительной техники.

Внутримашинное информационное обеспечение содержит информацию, представленную в электронной форме, а также систему программ (инструментов) организации, накопления, ведения и доступа к информации.

Взаимодействие элементов как внемашинного, так и внутримашинного информационного обеспечения обусловлено тем, что первичная информация появляется во внемашинном ИО в процессе описания объектов, процессов и явлений предметной области, принятия управленческих решений и т.д. Как правило, первичная информация фиксируется в документах, содержащих как нормативно-справочные, так и учетные, оперативные экономические показатели, отражающие сведения о текущих процессах. Внемашинные информационные ресурсы группируются, упорядочиваются по опреде­ленным класссификационным признакам и направленно передаются специалистам, образуя при передаче информационные потоки предприятия.

Для создания и работы с практическими приложениями информационного обеспечения, на АРМ специалистов в некоторой предметной области информация, генерируемая внемашинным ИО, вводится в средства вычислительной техники, где данные, сформированные в файлы (массивы), БД, хранилища, базы знаний, образуют внутримашинное ИО, которое, в свою очередь, позволяет в любой момент времени перенести электронные данные на бумажный носитель информации.

С развитием вычислительной техники, коммуникационного оборудования и появлением новых программных продуктов, организующих и поддерживающих систему электронного документооборота, грань между внемашинным и внутримашинным ИО становится достаточно условной. Документы на бумажных носителях уступают место электронной документальной форме, которая может заполняться как автоматически, так и специалистом, работающим за ПК, информационные потоки реализуются посредством организации электронного документооборота, позволяющего формировать, передавать, накапливать, контролировать исполнение и создавать архивы с электронными документами и т.д. Тем не менее средства и методы, положенные в основу организации и создания внемашинных информационных ресурсов, остаются актуальными, получая при этом дальнейшее динамическое развитие.