Ценные бумаги и их разновидности.
Ценная бумага- это документ, который удостоверяет право собственности на какой-либо вид капитала и приносит своему владельцу доход. Они могут выпускаться государством и корпорациями. Их называют фиктивным капиталом в отличие от реального капитала, который вложен и функционирует в производстве.
Ценные бумаги делят на две группы:
1.свидетельства о собственности: акции, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, коносаменты и др.
2. свидетельства о займе: векселя, банкноты, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т.п.
Акция- ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли-дивиденда.
Они подразделяются на именные и предъявительские, простые и привилегированные, безголосые, одноголосые и многоголосые.
· Именная акция выписывается на имя определенного владельца и регистрируется в учетной книге АО. Достоинство в возможности их учета и контроля, недостаток- в их низкой «подвижности».т.к. смена владельца требует перерегистрации.
· Акции на предъявителя свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.
· Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы АО за год.
· Привилегированная акция гарантирует доход независимо от результатов хозяйственной деятельности АО, владельцы такой акции не заинтересованы в увеличении прибыли АО и поэтому они не имеют права голоса на собрании.
· Безголосые акции продаются широкой публике, что позволяет учредителям АО привлечь огромные денежные средства.
Первый раз акция выпускается в обращение по номинальной стоимости, т.е. той сумме денег, которая указана на акции при учреждении АО. При перепродаже акции устанавливается ее рыночная цена, или курс акции.
Курс акции зависит от соотношения спроса и предложения на акции данной корпорации, но колеблется вокруг расчетного курса акции, который определяется по формуле: дивиденд
Курс акции = норма процента * 100%
Если курсовая стоимость акций превышает номинальную, то разница между суммой, полученной от продажи акций, и суммой действительно вложенного в АО капитала составит учредительскую прибыль, присваиваемую учредителями АО.
В условиях рыночной экономики фирмы создают бизнес-план. Создание бизнес-плана - общепринятое средство, используемое для определения цели производства и предложения путей их достижения. Составляется, обычно, на 3-5 лет и используется как основной документ для обоснования инвестиций. Бизнес-план способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению ее доходов. Основные разделы бизнес-план: