Документация
Для технического обслуживания и эксплуатации большое значение имеет документация.
Для аппаратных средств существуют хорошо испытанные стандарты и известные документы – руководства по технической эксплуатации и обслуживанию. Для станций, использующих программное обеспечение, практика пока опережает стандартизацию.
Должны быть составлены соответствующие руководства, сопровождаемые алгоритмами по основным разделам: Администрирование и техническое обслуживание, Эксплуатация.
- Аппаратура и методы технической эксплуатации и обслуживания
Как правило, современные цифровые АТС не требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала. Станции наблюдаются и обслуживаются с помощью центров технического обслуживания и посещаются операторами только при проведении работ по техническому обслуживанию. Системы технического обслуживания должны обеспечивать различные организационные формы обслуживания (например, со специализацией персонала по оборудованию или универсальных специалистов).
Результатом такой работы должно стать достижение определенного качества функционирования системы.
Обнаружение ошибок и поддержание работы системы обеспечивается системой самоконтроля, системой сигнализации, резервированием и переключением при повреждениях, а также отображением или распечаткой информации на терминалах технического обслуживания.
Диагностические программы позволяют оператору определить место повреждения и сводят восстановление к замене элемента (ТЭЗ – Типового Элемента Замены).
Все операции документируются. Собранные сведения о трафике подлежат обработке специально предусмотренными программами. При этом формируются данные о часе наибольшей нагрузки, отчеты о качестве обслуживания за недели, месяцы, сезоны и.т.д. Чаще всего они представлены в виде графиков, таблиц и т.п.
На каждой станции имеется система сигнализации в виде отображающих средств.
Для тестирования работы с внешним окружением на станциях предусматриваются тестовые приборы для испытания интерфейсов и измерения параметров линий и каналов.
В этот комплекс обязательно должны входить:
- тестирование и измерение параметров абонентских и соединительных линий;
- автоабонент для установления одного и одновременно нескольких тестовых соединений;
- прибор обратного вызова для вызова абонента со стороны станции при ремонте его на месте расположения пользователя;
- оборудование для тестирования и проверки сигнализации, включая междугородние и международные вызовы.
Типовая процедура технического обслуживания
Типовая процедура обслуживания заключается в следующем.
1. Оповещение оператора визуальными и акустическими средствами. Визуальные сообщения указывают на адрес и характер повреждения.
2. Оператор подтверждает принятие аварийного сигнала для технического обслуживания.
3. Оператор начинает на дисплее процедуру технического обслуживания.
4. Система ведет оператора до момента локализации повреждения.
5. Оператор блокирует устройство и запускает программу диагностики, которая рекомендует ему ТЭЗ (Типовой Элемент Замены).
6. Оператор ставит ТЭЗ и ставит новый.
7. Проводится тестирование нового ТЭЗа.
8. При положительном результате тестирования снимается блокировка.
9. Станция вводит блок в конфигурацию и сообщает оператору об устранении отказа.
Для ремонта неисправного блока организуются ремонтные центры, которые оснащаются специальными аппаратурными и программными средствами. Возможно обслуживание предприятием-поставщиком, тогда неисправные блоки отправляются прямо на предприятие.
После монтажа оборудования производится загрузка прикладных программ и программ настройки, включая базу данных для настраиваемого экземпляра станции. Затем производится полное тестирование станции в соответствии с принятым порядком испытаний. Приемка производится с помощью стандартного программного обеспечения.
Далее производится интеграция станции в сеть. Это последний этап перед пуском станции в эксплуатацию. Под этим термином понимается последовательное подключение к станции и проверка абонентских соединительных линий, их тестирование с внесением в базу данных соответствующих изменений.
Обеспечение качества гарантируется периодическими проверками, автоматической регистрацией факта проверки и ее результатов.
Проверяются:
- средства контроля и диагностики (их современность и соответствие измеряемых показателей текущей версии системы качества);
- проверка качества выполняемых процедур;
- проверка качества работы аппаратуры.
Обеспечение надежности средств управления позволяет увеличить живучесть станции. Понятно, что роль связи в жизни общества велика и поэтому даже временное прекращение работы станций влечет за собой очень тяжелые последствия.
Центральная система управления станцией очень уязвима. Ее надежность определяется надежностью управляющего устройства. В технических условиях указывается время полного простоя станции – 2 часа за 40 лет.
В теории надежности применяется более строгий термин – коэффициент готовности:
Для обеспечения такого коэффициента готовности необходимо по меньшей мере дублирование управляющего устройства. Теоретически возможны следующие варианты:
1. Одно управляющее устройство работает, другое – в резерве («горячем» или «холодном»).
2. Работают параллельно оба устройства.
На практике предпочтителен второй вариант.
3. Обзор некоторых дополнительных видов обслуживания
Приведем краткое описание дополнительных видов обслуживания.