Общие сведения о стыковых стендах

СТО при окончательной сборке

В состав СТО при окончательной сборке ЛА входит:

1. Стенды для безнивелировочной стыковки агрегатов;

2. Стенды для испытаний на герметичность топливной, дренажной, противопожарной и др. систем;

3. Стенды оппрессовки и испытаний пневматической и гидравлической систем высокого давления;

4. Стенды испытаний пневматической и гидравлической систем низкого давления;

5. Стенды для испытаний на герметичность кабин ЛА;

6. Стенд для отработки шасси, тормозов и и других гидроагрегатов;

7. Стенды проверки переходных сопротивлений, изоляции, прозвонки электропроводов;

8. Стенды для отработки специальных систем;

9. Стенды проверки радиооборудования.

Стыковые стенды представляют собой специальные приспособления, предназначенные для стыковки отсеков при сборке агрегатов и стыковки агрегатов при сборке изделий. Такие стенды являются сложными устройствами, оснащенными высокоточными элементами, обеспечивающими максимально возможную точность стыковки СЧ АК.

Стыковые стенды имеют многокомпонентную конструкцию, в состав которой, как правило, входят неподвижные (стационарные) и подвижные (отводимые) элементы – модули. В неподвижные части стенда устанавливаются, как правило, отсеки или агрегаты бóльших габаритов, а в модули – меньших габаритов и (или) симметричные. Базирование СЧ в стенде производится по:

· реперным точкам (площадкам);

· такелажным узлам и ответным элементам стенда;

· ложементам;

· регулируемым выдвижным шаровым или сферическим опорам.

Современные стыковые стенды обеспечивают:

· высочайшую точность позиционирования СЧ АК относительно друг друга и элементов самого стенда;

· возможность многократного отведения модулей с установленными отсеками (агрегатами) от стационарных элементов, без потери точности, с целью выполнения операций герметизации, снятия заусенцев и пр.;

· стабильную работу в течение длительного периода;

· возможность стыковки отсеков и агрегатов крупногабаритных ЛА с самыми высокими требованиями к точности;

· выполнение целого ряда технологических операций в процессе стыковки.

 

Раздел 13.Средства технологического оснащения
для нивелировки ЛА

 

Нивелировка – проверка правильности сборки и установки отдельных СЧ и самолета в целом с помощью нивелира, которым измеряется превышение нивелировочных точек конструкции самолета. Результаты измерения сверяют с таблицей регулировочных данных самолета. Для нивелировки самолета он устанавливается в регулировочное положение с помощью нивелира так, чтобы его поперечная и продольная оси находились в горизонтальной плоскости. Нивелировка самолета обычно сопровождается его обмером в плане с целью проверки правильности сборки всего самолета.

Основным СТО для нивелировки является нивелировочный стенд, который содержит все необходимы измерительные системы, которые позволяют выполнить контроль правильности взаимоположения основных СЧ собранного ЛА.

 

Раздел 14.Средства технологического оснащения
для монтажа и контроля бортовых систем

 

Бортовое оборудование (БО) включает в себя силовые установки, системы управления полетом ЛА, энергетические системы (гидравлические, пневматические, электрические и др.), специальные системы, в зависимости от назначения ЛА. Источники питания топливом и энергией, приборы, различные элементы систем БО соединяются коммуникациями (трубопроводы, электрожгуты, тросы, тяги и др.).

ТП монтажа БО – установка и крепление элементов БО, прокладка коммуникаций. соединение элементов и целых систем между собой с последующим контролем их работы и испытаниями.

Монтажные работы, связанные с присоединением отдельных элементов БО к планеру ЛА, выполняют, как правило, с использованием универсального слесарного инструмента и МИ, применяемого при сборке планера. Эти соединения в основном несиловые.

В отрасли создан целый ряд документов, регламентирующих ТП монтажа отдельных элементов и систем в целом. Часто такие ТП отражены в типовых ТП (ТП) и типовых технологических операциях (ТТО). Ряд ТП и ТТО отражен в следующих отраслевых НТД: ОСТ1.41256-88; ОСТ1.41441-2002 ÷ ОСТ1.41462-2002; ОСТ1.00539-80; ОСТ1.03895-78; ОСТ1.41420-2000; ОСТ1.41730-78 ÷ ОСТ1.41786-78.

Требования к проектированию отдельных систем их элементов изложены в: ОСТ1.00818-86; ОСТ1.00648-87; ОСТ1.00830-76; ОСТ1.00105-81; ОСТ1.01123-85; ОСТ1.01124-85; ОСТ1.01143-87; ОСТ1.41423-2000 ÷ ОСТ1.41439-2000.

Терминология в области монтажа систем БО представлена в: ОСТ1.02627-87; ОСТ1.02676-87; ОСТ1.02688-87.

Испытания систем БО проводят с использованием специальных стендов, полностью имитирующих условия работы испытываемых систем на борту ЛА. Окончательные испытания смонтированных систем проводят на контрольно-испытательной станции (КИС) и летно-испытательной станции (ЛИС).