Организация контрольной службы государства
В Российской Федерации сложилась система государственного контроля за соблюдением законности, в процессе реализации хозяйствующим субъектом учётной политики и организации бухгалтерского учёта. В зависимости от контролирующих органов выделяют следующие виды контроля:
1) президентский; 2) контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 3) контроль органов исполнительной власти; 4) контроль финансово-кредитных органов; 5) ведомственный; 6) внутрихозяйственный 7) общественный; 8) аудиторский и др.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального Собрания – Государственная Дума и Совет Федерации – образуют Счётную палату, назначая по половине состава аудиторов (ст. 101 Конституции РФ). Государственная Дума также рассматривает и утверждает отчёт об исполнении федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ).
Контрольные функции реализуются и через деятельность соответствующих комитетов по бюджету Государственной Думы и Совета Федерации. Аналогичные функции осуществляют представительные органы государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Важная роль в системе государственного финансово-хозяйственного контроля принадлежит Контрольному управлению Президента РФ, имеющему в своём составе территориальные подразделения в федеральных округах.
В системе государственного контроля главенствующее место занимает Министерство финансов России, действующее на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации». В соответствии с указанным Положением Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищённой полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. В акционерных обществах, общественных организациях контрольную функцию в рассматриваемой сфере, в соответствии с учредительными документами юридического лица, вправе выполнять ревизионные комиссии. Существуют и применяются на практике также иные формы финансово-хозяйственного контроля (по срокам проведения, по источникам данных, по обследуемым периодам, по объёму деятельности и т.п.).
Лекция № 3 (2 часа)
Тема: «Основы бухгалтерского учёта. Предмет и метод бухгалтерского учёта»
1 Вопросы лекции:
1.1 Предмет и метод бухгалтерского учёта.
1.2 Бухгалтерский баланс в хозяйственной деятельности и его значение в юридической практике.
1.3 Счета бухгалтерского учёта: понятие и виды.
1.4 Обобщение данных бухгалтерского учёта. Двойная запись. Синтетический и аналитический учёт.
2 Литература.
2.1 Основная
2.1.1 Зуев В.И. Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – 460 с. – ЭБС «Книгафонд».
2.1.2 Судебная бухгалтерия: учебное пособие. – Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – ЭБС «Книгафонд».
2.2 Дополнительная
2.2.1 Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; 2009. – 21 января. – № 7.
2.2.2 О бухгалтерском учёте : федер. закон [принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ : с изменениями от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ, 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ, 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ, 10 января 2003 г. № 10-ФЗ, 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ, 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ] // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 4787.
2.2.3 Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов : приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н // Российская газета. – 2002. – 27 февраля.
2.2.4 О формах бухгалтерской отчётности организаций : приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (в ред. от 18 сентября 2006 г.) // Система ГАРАНТ. Энциклопедия Российского законодательства / президент компании Д.В. Першеев; Центр информ. технологий Москов. гос. ун-та. – М.: ГАРАНТ-СЕРВИС, 2012. – Спец. выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей : Весенний семестр 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD – ROM).
2.2.5 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008 : приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н // Система ГАРАНТ. Энциклопедия Российского законодательства / президент компании Д.В. Першеев; Центр информ. технологий Москов. гос. ун-та. – М.: ГАРАНТ-СЕРВИС, 2012. – Спец. выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей : Весенний семестр 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD – ROM).
2.2.6 Судебная бухгалтерия : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бобошко. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 223 с.
2.2.7 Судебная бухгалтерия : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бобошко. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 223 с.
2.2.8 Судебная бухгалтерия : учебное пособие / И.В. Долматова, О.А. Думан. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 216 с.
2.2.9 Дубоносов, Е.С. Судебная бухгалтерия : учебник / Е.С. Дубоносов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт : ИД Юрайт, 2010. – 376 с.
3 Краткое содержание вопросов
3.1 Предмет и метод бухгалтерского учёта
Предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций, основные процессы этой деятельности и кругооборот финансовых ресурсов (их состояние и использование).
Предметом же судебной бухгалтерии (более узкой по содержанию) является формализованные на нормальном уровне возможности применения бухгалтерского учёта в следственной, судебной и в целом юридической практике.
Отдельными составляющими предмета бухгалтерского учёта являются его объекты, которые, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 129, представляют собой имущество организаций, их обязательства и осуществляемые в процессе деятельности хозяйственные операции.
Объекты учёта принято делить на две группы:
1) объекты, обеспечивающие экономическую деятельность (хозяйственные средства и их источники);
2) объекты, составляющие суть экономической деятельности (хозяйственные процессы и их результаты).
Классификация объектов бухучёта имеет большое практическое значение, так как на её основе строятся бухгалтерский баланс и система счетов – важнейшие элементы метода бухгалтерского учёта.
Методом бухгалтерского учёта называется совокупность способов и приёмов, с помощью которых осуществляется учёт хозяйственной деятельности. Каждый способ или приём именуется элементом метода бухгалтерского учёта.
Методом бухгалтерского учёта составляют восемь элементов (бухгалтерский баланс, двойная запись и т.д.)
Общими принципами построения бухучёта являются:
1) государственного регулирование бухгалтерского учёта;
2) сочетание государственного регулирования бухгалтерского учёта с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учёта;
3) повышение роли бухгалтерского учёта в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции;
4) обеспечение аналитических данных бухгалтерского учёта, позволяющих выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства;
5) динамичность организации бухгалтерского учёта, постоянное совершенствование учётного процесса;
6) применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели.