Философия науки, ее сущность и предмет изучения.
Лекция №7.
Общество – это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.
1. Научное знание. Научное и ненаучное знание.
2. Критерии научности.
3. Понятие научных революций. Смена типов рациональности.
1. Предметом философии науки выступают общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с нормами, эталонами, отличными от рационалистических.
Формы вненаучного знания:
1. Паранаучное – несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами. Включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с т.зр. критериев научности.
2. Лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.
3. Квазинаучное – ищет приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения.
4. Антинаучное – утопическое или сознательно искажающее представления о действительности.
5. Псевдонаучное – интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий.
6. Обыденно-практическое – доставляет элементарные сведения о природе и окружающей действительности.
7. Народная наука – существует и транслируется в бесписьменной форме.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщенных реальных фактов в их взаимосвязи, для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
2. Критерии научности отличают науку от других форм познания:
1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности.
2. На основе знания законов объективного мира наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3. Научное познание системно, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
4. Методологическая рефлексия.
5. Цель и высшая ценность – объективная истина.
6. Научное познание – процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий.
7. В процессе научного познания используются специфические материальные средства, т.н. «научное оборудование».
8. Научному познанию присуща строгая доказательность.
9. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.
Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.
Объект (предмет, предметная область) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.
3. Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, получили название научных революций.
Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями является результатом внутридисциплинарного развития, благодаря междисциплинарным взаимодействиям. Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов рациональности. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. Исторические типы рациональности – это своего рода абстрактные идеализации, однако выделяют несколько типов рациональности: 1) открытие рациональности в философии античности (разум, как высшая познавательная способность человека, был ориентирован на понимание целесообразности природных явлений в их целостном единстве); 2) первая научная революция и формирование научного типа рациональности (наука изменила содержание понятия «разум», «рациональность», механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии); 3) вторая научная революция и изменение в типе рациональности (методологические изменения внутри механистической парадигмы привели к смене типа рациональности); 4) третья научная революция и формирование нового типа рациональности; 5) четвертая научная революция (тенденции возвращения к античной рациональности).