Концепция А.В. Иванова.
Концепция А.Г. Спиркина.
Сознание как философская категория.
1. Сознание, его структура и источники.
2. Сознание и бессознательное.
3. Проблема идеального.
1. Сознание – сложный феномен. Сознание – многоаспектное, многомерное явление, которому сложно дать общесистемное определение.
В настоящее время можно выделить 2 философско-гносеологические концепции сознания: А.Г. Спиркина и А.В. Иванова. Данные концепции наиболее полно определяют сущность и структуру сознания в рамках философской гносеологии.
Сознание понимается как способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержание предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. В сознании осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планированию, акт выбора и целеполагания. Сознание высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание представляет функцию мозга, сущность которой в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляемом в речевой форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из внешней среды.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. (А.Г. Спиркин)
Поле сознания представлено в виде круга, разделенного на 4 части (разделение условно по отношению к реально существующему сознанию).
Сектор 1 – сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания (ощущения, восприятия и конкретные представления – получение первичной информации о мире).
Сектор 2 – логико-понятийные компоненты сознания. Сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций, жестких логических доказательств.
1 и 2 сектор образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания – «левая» половина сознания.
Сектор 3 – эмоциональный компонент сознания – сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний.
Сектор 4 – ценностно-мотивационный (или ценностно-смысловой компонент) компонент – высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности.
3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную) составляющую сознания, предмет познания которого – собственное «Я», другие «Я», предмет их творческой самореализации – «правая» сторона сознания.
Схема конкретизируется в ряде отношений. В поле сознания могут быть выделены 2 сегмента: нижний (соответствует бессознательному) и верхний – сверхсознание.
Источники сознания:
1. Натуралистское направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным изменениям.
2. Объективно-идеалистический подход нацелен на выявление структур и компонентов сознания, независимых от мозга, но определяемых некоим духовным фактором.
3. Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
а) внешний предметный и духовный мир: природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов; б) Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, знания, средства, способы, формы познавательной деятельности; в) весь духовный мир индивида, его уникальный опыт жизни и переживаний; г) мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей, и обеспечивающая на клеточном уровне организации материи осуществления общих функций сознания.
Источником сознания является реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.