Лекция №5.

Истина – это объективное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина в субъекте и вне субъекта. Объективная истина внеклассова.

Трактуя истину как объективную, не зависящую от индивидов, классов, человечества, делаем вывод о ее конкретности. Конкретность истины – это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

В понятие конкретной истины включается указание на время, т.е. время существования объекта и момент или переход его отражения субъектом. Следовательно, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Объективная истина имеет 3 аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический.Бытийственный аспект связан с фиксацией в истине бытия как предметно-субстратного, так и духовного. Само это бытие является данным субъекту как объект. Сама истина обретает собственное бытие. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической ее наполненностью, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей деятельности человека. Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Из рассмотренных аспектов истины ведущим является бытийственный аспект.

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.д.

Существует два вида истины: относительная и абсолютная.

Абсолютная истина – знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете.

Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

3. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу понятию «дезинформация». Ложь связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая быть неправдой.

Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного как ложного. Разновидностью дезинформации является «полуправда» или «ложь умолчанием».

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.