Давальческие операции и их особенности
Владелец сырья, не располагающий мощностями по его переработке, передает его перерабатывающему предприятию. Оплаты затрат переработчика осуществляют готовой продукцией.
Особенности давальческих операций прописаны в условиях соответствующих договоров, в которых обязательно указываются базисные условия поставок, сроки поставок товаров, порядок предъявления претензий по срокам поставок, качеству сырья и продуктов его переработки, условия начисления и возмещения убытков и штрафных санкций
Особенности расчетов при предъявлении претензий:
• Если поставщик виновен в опоздании поставки, в плохом качестве сырья, то он обязан поставить дополнительное количество сырья, стоимость которого покроет предъявленные штрафные санкции.
• Если виновен переработчик, то он обязан за свой счет бесплатно поставить дополнительной количество готовой продукции, стоимость которой покрывает предъявленные штрафные санкции и убытки.
Оплата таких услуг 30% от стоимости сырья.
Решают проблему расчетов при дефиците денежных средств и снижают трансакционные издержки.
посредники во внешнеторговых операциях
1. Виды посредников на м/н рынках
Обращение к посредникам обусловлено следующими причинами:
1. Исторически сложившиеся обычаи ведения внешнеторговых операций или законодательство рынка может требовать посредников национальных фирм.
2. Недостаточная изученность/новизна рынка или выход с новым товаром через посредника.
3. Специфика товара предполагает использование в торговле дополнительных посреднических операций.
4. При определенных политических условиях обращаются к посредникам (экспорт товара запрещен и т.д.).
Преимущества обращения к посредникам:
• Экономия фирм-экспортеров на вложении капитала, т.к. посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу (склад, магазин и т.д.).
• Капитал посреднических фирм используется для финансирования сделок на основе краткосрочного и среднесрочного кредитования.
• Экспортеры и импортеры освобождены от обеспечивающих операций.
• Открытие рынков, недоступных по прямым контрактам.
Эффективность операций посредников увеличивается за счет следующих факторов:
• Рост оперативности сбыта товара, что приводит к ускорению оборота капитала.
• Снижение издержек обращения на содержание административно-хозяйственного персонала.
• Посредники оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивая более высокую реализацию товаропотоков.
• Посредники – источники ценной первичной информации о качестве и количестве продвигаемых товаров, т.е. они способствуют корректировке конкурентоспособность товаров для производителей.
• Посредники снижают совокупные затраты издержек обращения и стоимость операции товародвижения за счет масштаба и специализации деятельности.
Недостатки обращения к посредникам:
o Отсутствие непосредственных контактов с рынком сбыта.
o Эффективность операции во многом зависит от добросовестности и квалификации посредника.
Экспортеры и импортеры могут использовать следующие источники при выборе посредника:
Представительства производителей, аккредитованные в РФ
ТПП в регионе деятельности
Ассоциации делового сотрудничества
Классификация торгово-посреднических фирм:
i. По функциональному назначению:
1. Торговые фирмы как независимые оптово-розничные предприятия.
2. Дилеры и дилеры-дистрибьюторы (на основе дилерско - дистрибьюторских соглашений: договор о предоставлении права на продажу или договор поставки + товар на комиссию – если хорошая репутация и отношения).
3. Комиссионные и консигнационные фирмы (консигнация – разновидность договора комиссии).
Консигнация – только сбыт, крупные партии, не менее 2х лет, наличие консигнационного склада.
4. Агентские фирмы – самые распространенные.
!Вендор!
5. Брокерские фирмы.
i. По степени самостоятельности:
1. Юридически независимые посредники, в том числе находящиеся в структуре холдингов в статусе дочерних предприятий.
2. Торговые фирмы в виде брокерских фирм (контор на товарных биржах). (Брокерская контора – представительство ЮЛ, а фирма – самостоятельна.)
3. Представительства и филиалы как подразделения ЮЛ.
ii. По формам связи с клиентами:
1. Деятельность от своего имени и за свой счет.
2. От своего имени, но за счет клиента или от своего имени и за свой счет на определенных условиях (дилерско-дистрибьюторские операции).
3. От имени комиссионера, но за счет комитента или от имени консигнатора, но за счет консигнанта (комиссионно-консигнаторские операции).
4. От имени и за счет принципала (агентские соглашения на основе договора поручения/комиссии).
5. Брокеры: от имени и за счет клиента или от своего имени, но за счет клиента (договор о брокерском обслуживании на основе договора поручения или комиссии).
iii. По ОПФ – может быть любая ОПФ, кроме случаев, которые строго предписывают определенный статус посредника.