Лекция № 3(6.03.12)
Вторичная выгода болезни
П.Д.Тищенко "Болезнь характеризуется не только психосоматическим страданием. заболевание формирует особую органическую систему индивид-общество. в ней создается особый психосоматический функциональный орган болезни, специфическая, часто более благоприятная для индивида система межличностных отношений."
-Материальная
-Почти материальная - выгода отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать.
-Получение заботы, внимания и любви
В разных культурах существует разное отношение к болезни, соответственно разная форма личностного смысла. В некоторых культурах считывается, что от человека болезнь не зависит, она возникает сама по себе, поэтому он не несет ответственность. Вызывает отношение к человеку как к жертве, что ему нужно посочувствовать.
Семиотическая модель ВКБ
1.Есть некоторый сходный первый объекта – означающее- чувственная ткань (источником появления потом ВКБ)
2.Означаемое (телесный конструкт) – переживание будет означать, допустим, «боль в сердце», определенным способом локализованным. Это всегда некоторое образование идеальное. Обычно развитие ВКБ идет от означающего к означаемому.
3.знак (означенное телесное ощущение). Означающее стало знаком, это означенное телесное ощущение.
4.Означенное 2 (болезнь)
5.Знак (симптом)
В ситуации ипохондрических настроений развитие ВКБ может идти в обратном направлении.
Пример: реклама йогурта: бифодобактерии не проходят через кислоты желудка.
Болезненное поведение (illness behaviour)
Обыденное сознание (житейское, существующее у каждого человека.)
Уровень индивидуального сознания, занимающий положение медиатора по отношению к:
-Общественному и индивидуальному сознанию
-К мифологическому и научному отражению мира
-К бессознательному и рефлексивному сознанию (обыденное сознание часто не полностью рефлексивно)
Ситуация болезни не абстрактна, она не является обстоятельством нейтральным, носит очень сильную эмоциональную окраску.
Эксперимент: магическая шкатулка. Исследовалось мифологическое мышление разных культур, оно будет в большей степени представлено у людей, относящихся к низшим культурам. Как это проверялось? В шкатулку клался предмет, извлекался и оказывался модифицированном. Испытуемый должен объяснить, что произошло. Англичане говорили, что это фокус. Абориген говорил, что это волшебная шкатулка. После этого условия эксперимента модифицировались. Англичанину предлагалось предложить в шкатулку важный для него объект. Он говорил, что фокусы-фокусами, но отказывался это делать. Магическое, рациональное мышление не установлено. Есть условия, в которых может проявиться и архаичное мышление.
Условия использования мифологического мышления в оценке ситуации:
-Личностная значимость ля человека(имеем дело с важным для меня объектом)
-Отсутствие социальной поддержки , когда человек оказывается один на один с принятием важных решений
-Стрессовый характер ситуации (чем более острая ситуация, тем быстрее нужно принимать решение)
-Включенность в ситуацию (Человек не может избежать этого решения)
-Ситуация болезни отвечает всем перечисленным условиям
В ситуации болезни мы сталкиваемся со специфически выраженной ситуации принятия решения при неопределенности, отсутствии знаний – он должен выступать экспертом, не имея соответствующих знаний.
Эксперимент: выбор идти в такую-то аудиторию и там у вас то и то будет, или в другую, где вы не знаете, как там будут принимать экзамен.
Группы мифов
-Сакральнык (магические, духовные, энергетические)
-Механистические (инженерные, природные, биологические)
-Психические (Личностные, межличностные) (все болезни от нервов, некоторые научные понятия, используемы в житейском виде).
Болезненное поведение. Болезнь как субъективный феномен (на модели психического расстройства).
Понятие инсайта.
-осознание собственной психической болезни и ее психопатологических проявлений. (собственные переживания и чувства человек оценивает как проявление болезни. Я сам или часть меня является болезнью)
-мультиаспектное, описательное понятие без этиологических ссылок. Нет никакой теории, что это такое, я это так интерпретирую.
Бабинский – анозогнозия как отрицание отдельных неврологических симптомов
Льюис – инсайт как правильное отношение к болезненным изменениям в себе.
Ясперс – осознание болезни и постижение (признание) болезни
Модным понятие стало в конце 1980-ч.
Что такое инсайт?
1)Включены параметры осознания:
-отдельных симптомов
-необходимости лечения
-эффекта медикаментов
-социальных последствий психического расстройства
2)Правильность (нормативность) понимания указанных параметров.
Параметры инсайта
-Предложенные (тестируемые) параметры инсайта
-Восприятие патологических проявлений третьими лицами
-Эмоциональный инсайт: субъективное\объективное равнодушие по поводу вышеприведенных аспектов.
Модели изучения инсайта
Стигматизация и самостигматизация (клеймо, которое ставится на человеке в виду его болезни)
Стигматизация - результат влияния негативных представлений о психически больных на отношение к ним окружающих
Самостигматизация - снижение самооценки психически больного под влиянием этих же представлений
Аутопсихическая самостигматизация – изменение личной идентичности больного, его представлений о своих индивидуальных признаках. Отказ от прежних стандартов, снижение требований к себе.
Компенсаторная самостигматизация – игнорирование проявлений заболевания. Утрированные представления о несостоятельности психически больных. Подчеркивание собственных отличий от "типичного" психически больного.
Социореверсивная самостигматизация – изменение социальной идентичности больного. Больной перестает отождествлять себя с сообществом здоровых и интерпретирует отношение к нему окружающих как предвзятое.
Отношения психолог-пациент
-Ожидания пациента: всемогущество психотерапевта, исчерпывающая диагностика и полное излечение. (для чувства безопасности преувеличение возможностей того, к кому попал. Я сделал все, что от меня зависит, я нашел самого лучшего)
-Позитивный трансфер: переоценка возможностоей, идеализация. Быть осторожным: внешне это выглядит как приятная вещь, пациент восхваляет нас, но моментально это может обернуться негативным трансфером, когда мы не оправдываем ожидания клиента.
-Негативный трансфер: агрессия и обесценивание при нереализованных ожиданиях, неприемлимости диагноза. (а ожидания могут быть абсолютно нереалистическими. )
-Контртрансферные реакции: переживания психотерапевта по отношению к пациенту. (психолог может начать подыгрывать пациенту, что он всесильный и могущественный)
-Синдром эмоционального выгорания: переоценка своих возможностей, ощущение всемогущества,неэффективность психологических защит.
Комплаенс (compliance)
-Мера следования пациента врачебным и психологическим рекомендациям, включая прием лекарств, медицинские манипуляции, соблюдение образа жизни, режима, диеты, избегание вредностей и пр. (пациент сам начинает регулировать дозу лекарств, например, отмена, поиски альтернативного лечения. Больной перестает следовать рекомендациям – отсутствие комплаенса. ) у медиков идея: все это происходит так как больному либо плохо это объяснили, либо он плохо понял. Психологи: сложная психологическая проблема принятия решения, в которую входят и мифы про болезни. Каждое медицинское мероприятие, каждая таблетка, которую он пьет напоминает ему о том, что он болен, смертен. Забыл принять лекарство? Нет. Это от того, что он хотел забыть, что он болен.
-адекватность «модели выздоровления». Не только ВКБ но и ВК лечения, ожидания. Если у человека неадекватные ожидания от лечения (например, его после этого должны выдать замуж).