Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.

Эффект снижения цены

Таблица 1.

Тип товара Эффект субституции Эффект дохода Эффект цены
  Нормальный     Низший     Товар Гиффена     Спрос возрастает   Спрос возрастает   Спрос возрастает   Спрос возрастает   Спрос снижается   Спрос снижается   Спрос возрастает   Спрос возрастает   Спрос снижается  

2.4.Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например, лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразлиия с любой бюджетной прямой. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость. Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например, красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия . Предельная норма замещения в этом случае постоянна. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и, соответственно, цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости важно для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

 

 

Вопросы:

3.1 Рынок совершенной конкуренции: основные признаки

и преимущества.

3.2 Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.

3.3 Кривая предложения отрасли.

3.4 Недостатки совершенной конкуренции. Несовершен-

ная конкуренция, и ее формы.

 

 

3.1.Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой:

· большое количество фирм производят и продают однородную продукцию;

· вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен;

· совершенная мобильность факторов производства (материальных, финансовых, трудовых) в длительном периоде;

· все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.

В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой рынок изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер» («получатель цены»); при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.

3.2.Конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек. Равновесный выпуск Q* достигается при условии:

 

P* = MR = MC = AC

 

Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точка закрытия).

Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и TC наиболее велик Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС=Р).

Правило MR=MC применимо для фирмы, действующей в условиях любой рыночной структуры.

Кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек (AVC). Правило закрытия фирмы базируется на экономической, а не бухгалтерской прибыли.

В долгосрочном периодеконкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны цене

Экономическая прибыль является «рыночным сигналом», привлекающим в данную отрасль конкурентов в долгосрочном периоде. По мере того как фирмы вступаю в отрасль, предложение продукции на рынке будет увеличиваться , обусловливая понижение цены.

В результате фирмы отрасли оказываются в ситуации долгосрочного равновесия, для которого характерно:

а) отсутствие экономической прибыли;

б) производство продукции при минимальных долгосрочных и краткосрочных совокупных средних издержках;

в) равенство средних издержек (и краткосрочных, и долгосрочных) цене.

3.3. Кривая краткосрочного рыночного предложенияпоказывает объем выпуска продукции отраслью в краткосрочном периоде при любой возможной цене.

Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Кривую рыночного предложения можно получить путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.

В условиях чисто конкурентного рынка цена равновесия определяется общим, или рыночным, объемом предложения и общим объемом спроса. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости.

Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие:

 

P* = MR = AC = MC = LAC = LMC

 

Расширение и сокращение отрасли не влияет на цену равновесия P*, которая обязательно возвращается на уровень, равный минимальному значению AC фирмы. Отсюда следует, что долговременная линия предложения отрасли должна быть горизонтальной (и, следовательно, совершенно эластичной). Данное условие имеет место в том случае, если изменение объема производства отрасли не влияет на цены используемых ею ресурсов (отрасль с постоянными издержками). Для отрасли с растущими издержками кривая предложения в долгосрочном периоде наклонена вправо вверх (положительный наклон), потому что цены на ресурсы для всех фирм отрасли растут с увеличением количества фирм. Наконец, для отрасли со снижающимися издержками цены на ресурсы снижаются с расширением отрасли. В результате кривая предложения отрасли наклонена вправо вниз (отрицательный наклон).

3.4.Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ. Это относится к таким общественным благам, как национальная оборона, противопожарная безопасность и т.д.

Совершенная конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований, наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, потребители обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано с повышением издержек их производства.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая их них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией (табл. 1.).