Правовое регулирование естественных монополий

Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий закреплены в Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», который направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Статья 3 Закона «О естественных монополиях» содержит их легальное определение.

Под естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Согласно той же статье субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на следующие сферы хозяйственной деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

1) контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Закона «О естественных монополиях»;

2) вносят предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

3) определяют методы регулирования, предусмотренные Законом «О естественных монополиях», применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

4) формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

Статья 13 Закона «О естественных монополиях» предполагает право доступа работников органов регулирования естественных монополий к информации о деятельности последних. Во исполнение указанной статьи разработано и принято Положение об информационном обеспечении МАП РФ по вопросу деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, утвержденное приказом МАП РФ от 3 августа 1999 г. № 264, которое определяет перечень и периодичность представления информации в МАП России субъектами естественных монополий на транспорте.

Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, а также о включении организаций в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о методах регулирования и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых органами регулирования естественных монополий. Последние ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Также они обязаны сообщать (через средства массовой информации) обо всех случаях применения ответственности за нарушения Закона «О естественных монополиях».

Статьей 6 рассматриваемого Закона предусмотрено два основных способа регулирования деятельности субъектов естественных монополий – ценовой и неценовой.

Ценовой метод осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий предусмотрен рядом специальных документов. В их ряду, например, постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи»; постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий».

Неценовой методпредполагает определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспеченности в случае невозможности полностью удовлетворить потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях» в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с этим Законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях Закона «О естественных монополиях» определяется Положением о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях ФЗ «О естественных монополиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 257.

Решения органов регулирования естественных монополий, а также предписания, выданные на основе принятых решений, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Кроме того, решения по делам, которые затрагивают общественные интересы, публикуются в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.